Отраслевые ассоциации производителей продуктов питания и ритейлеров обратились в правительство с просьбой приравнять продажу продовольствия через маркетплейсы к обычной рознице.
В письме от 29 января 2026 г. на имя вице-премьера, руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко участники рынка просят распространить действие закона «Об основах госрегулирования торговой деятельности» на оборот продуктов питания через цифровые платформы.
Письмо подписали исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков, председатель президиума Ассоциации компаний омниканальной розничной торговли Станислав Богданов, а также представители ассоциации предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД», Рыбного союза, Масложирового союза, Национального союза хлебопечения, Союза производителей соков, воды и напитков и других отраслевых объединений, объединенных в Межотраслевой экспертный совет (МЭС).
2 февраля аппарат правительства направил обращение МЭСа на рассмотрение в Минэкономразвития, Минпромторг и ФАС (их представители получение письма подтвердили и сообщили, что предложения рассматриваются). Представитель аппарата Григоренко подтвердил, что обращение передано в профильные ведомства.
Авторы обращения предлагают три ключевых изменения.
Во-первых, распространить на маркетплейсы нормы закона о торговле при продаже продовольствия. В частности, сейчас закон запрещает торговым сетям реализовывать товары по комиссионной модели: ритейлеры должны сначала выкупать товар у поставщиков. Маркетплейсы же работают именно по комиссионной модели. Авторы просят уравнять условия для офлайн- и онлайн-площадок.
Во-вторых, предлагается запретить платформам вмешиваться в ценовую политику продавцов, в том числе через финансирование скидок. В письме указывается, что маркетплейсы активно субсидируют акции за свой счет и одновременно повышают комиссии для продавцов, компенсируя инвестиции. Авторы обращения утверждают, что в 2025 г. комиссия Wildberries выросла с 24,5 до 38%, Ozon – с 25 до 44%.
«Данная практика является демпингом для захвата рынка потребительских товаров: спрос перетекает в онлайн, малый и средний офлайн-бизнес закрывается, у селлеров растет финансовая нагрузка, а отсутствие контроля над ценой лишает их возможности управлять маркетинговой стратегией и брендом, – говорится в письме. – В долгосрочной перспективе это ведет к монополизации рынка, усилению давления на поставщиков при определении цен на товары, зависимости потребителей от платформ и последующему росту цен».
В-третьих, авторы письма предлагают усилить контроль за оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции на платформах.
Запретить продажи товаров питания на маркетплейсах по комиссионной модели предлагал и директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов. Чиновник заявил об этом 30 января на заседании комиссии по развитию электронной торговли Регионального общественного центра интернет-технологий.
Онлайн-площадки выступают таким же каналом продаж продовольствия для потребителей и сбыта для производителей, но при этом не несут обязательств, сопоставимых с торговыми сетями, добавил он. Богданов (председатель президиума Ассоциации компаний омниканальной розничной торговли) объяснил, что розничные сети по закону обязаны выкупать у поставщика продовольственные товары в собственность, соблюдать требования по срокам оплаты поставок, возвратам, утилизации товаров и множество других. Но платформы могут продавать продукты питания по договору комиссии и под все эти требования не подпадают. По мнению Богданова, такой дисбаланс может привести к сокращению каналов продаж, создавая риски для физической доступности продуктов и продовольственной безопасности.
Что думают маркетплейсы
Представитель Ozon заявил, что не знаком с содержанием письма, но в компании считают подобные ограничения угрозой для небольших региональных производителей, которые продают свои товары на платформах. По данным компании, с площадкой работает более 48 000 продавцов продовольственных товаров, большинство из них – представители малого и среднего бизнеса. Запрет или пересмотр модели продаж, по мнению компании, может привести к закрытию части таких предприятий и ограничить доступ покупателей к товарам первой необходимости, подчеркнул представитель маркетплейса.
По словам президента Ассоциации цифровых платформ Ораза Дурдыева, для многих локальных производителей и предпринимателей выход на полку крупного офлайн-ритейла невозможен из-за высоких требований и условий работы, а маркетплейсы остаются для них единственным масштабируемым каналом сбыта.
«Мы не видим проблемы, которую должно решать это предложение, и, конечно, выступаем против него», – добавил представитель Ozon.
По оценке компании, продовольственные товары на платформе – это в основном продукция длительного хранения (снеки, детское питание, бакалея), не требующая специальных условий. В 2025 г., по данным компании, продажи продовольствия выросли на 49% год к году.
Представитель Wildberries добавил, что продукты питания на площадке покупают в основном семьи и малый бизнес, в удаленных маленьких городах и селах и вовсе нет другого способа приобрести эти товары, а предложения производителей и ритейла приведет к исчезновению этой товарной категории на маркетплейсах.
Дурдыев заявил, что доля продовольственных товаров в общем объеме ассортимента маркетплейсов остается сравнительно небольшой, но одной из самых социально значимых. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов отметил, что, по данным ассоциации, сейчас всего 4,3% от общего оборота розничных продаж продовольственных товаров продаются дистанционным способом.
Соколов предлагает вместо «запретительного» подхода к регулированию «созидательный». По его словам, очень актуальным сегодня было бы исключение запретов на посреднические договоры для продуктовых торговых сетей в онлайне (т. е. для тех случаев, когда покупатель заказывает товары в обычном магазине, но через сайт или приложение этого магазина. – ред.):
«Это ограничение действующего закона о торговле значительно тормозит развитие иных видов цифровых платформ у компаний, являющихся изначально представителями продовольственной розницы».
Востриков, напротив, считает, что действующий закон о торговле сохраняет свою актуальность и важно сохранить его нормы. По его словам, он уже содержит ключевые гарантии защиты производителей и должен быть распространен на маркетплейсы, в том числе в части ограничения вмешательства в ценообразование. Одностороннее изменение и постоянный рост тарифов платформ, совокупность которых превышает наценки в традиционной рознице, возвраты нереализованной продукции и др. «не способствуют ценовой и физической доступности продуктов», резюмировал Востриков.
Источник: vedomosti.ru







