Роскачество ответило на 6 вопросов «Криспи Ньюс»

Общество
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Как Роскачество выбирает товары для исследований? Как обеспечивается независимость исследований? Что такое опережающий стандарт и как получить российский знак качества?

Об этом и не только изданию рассказал Станислав Латышев – руководитель пресс-службы Роскачества.

Как вы проводите выбор товарной категории для исследования?

Это комплексный вопрос, естественно, решение не принимается спонтанно. Работа строится по плану веерных исследований на год и перспективному плану исследований на три года, этим занимается отдельное структурное подразделение:­ департамент аналитики и проектного управления.

У нас есть несколько источников информации для формирования плана исследований.

Во-первых, это наше коммьюнити. Люди, которые постоянно читают наш портал rskrf.ru, следят за нами в социальных сетях. После каждого исследования мы получаем довольно много обращений с просьбами провести то или иное исследование. Также на наших порталах мы постоянно проводим опросы среди читателей. На них откликается большое количество людей, это наше так называемое внутреннее ядро. Сознательные потребители, которые действительно хотят с умом подходить к выбору продуктов. Все эти обращения и результаты опросов мы учитываем, ведём статистику и составляем социологическую базу.

Во-вторых, мы сотрудничаем со многими аналитическими агентствами и социологическими службами. На базе Роскачества создан центр изучения потребительского поведения, он входит в департамент аналитики Роскачества. Любую товарную категорию можно рассматривать с нескольких сторон. Если мы берем, например, молочную продукцию, то мы можем брать самую проблемную категорию, на которую больше всего жалуются, или самую популярную категорию, что больше всего покупают.

В-третьих, время от времени мы получаем обращения от федеральных ведомств со списком товарных категорий, которые они рекомендуют и просят исследовать. Отраслевые союзы и ассоциации производителей также направляют запросы, такие, как молочный союз, например.

План веерных исследований на год и перспективный план на три года – это результат сопоставления информации от потребителей, производителей, ведомств и союзов, а также аналитических данных. Он ежегодно утверждается Правительством РФ и может незначительно корректироваться, исходя из текущих реалий.

А в рамках уже исследованной категории какой порядок повторного исследования, и могут ли «проштрафившиеся» компании рассчитывать на повторную проверку?

Для этого существует отдельная регламентная процедура. Прежде всего надо разделять два типа нарушений: по качеству и по безопасности. Нужно понимать, что есть требования, прописанные в технических условиях или ГОСТ по данному виду продукции, а есть обязательные требования, прописанные в технических регламентах, Таможенного Союза или национальных. Если производитель нарушает обязательные требования, то такая продукция должна быть снята с продажи, и этим занимаются контрольно-надзорные органы, т.к. это представляет опасность для жизни и здоровья потребителей.

Если же говорить о нарушениях по качеству, то для многих производителей остро стоит вопрос системы контроля качества, многие ее пытаются внедрять, не у всех это получается. При этом абсолютное большинство производителей нацелено на добросовестное производство продукции.

Заранее мы никого не информируем. Зачастую, когда мы публикуем результаты исследований, для них это становится откровением. Они с радостью благодарят и откликаются на наши публикации. Присылают нам письма, информируют о том, как они попытаются исправиться, провести корректирующие мероприятия.

Эти действия могут быть связаны с усилением контроля качества на отдельных участках или производства в целом, вплоть до частичной приостановки выпуска той или иной продукции. Меры могут быть связаны с усилением контроля входящего сырья, потому, что зачастую, если мы говорим, например, о хлопьях для детей, то зерно может быть с пестицидами, в таком случае производитель хлопьев должен при получении сырья организовать выборочную проверку на пестициды, на ряд других вредных веществ.

Мы не исправляем те данные, которые у нас есть на портале, но даем возможность исправиться и исключаем продукцию в следующий раз. Если производитель успел нам направить письмо в ближайшее время после публикации, то мы делаем на портале отметку, что производитель связался с нами и обещал либо исправиться, либо снять продукцию с продажи на время.

Соответственно, при последующем контроле мы эту продукцию включаем в список исследований и смотрим, действительно ли он исправился.

Если же говорить об отличниках, обладателях российского знака качества, то для них существует своя жесткая процедура инспекционного контроля. Продукция, которая обладает знаком качества, проверяется 2 раза в год, и, естественно, мы производителей об этом не уведомляем. Мы, как и потребители, заинтересованы в том, чтобы товары, имеющие знак качества, продолжали оставаться действительно лучшими и отвечающими повышенным стандартам качества.

Наша задача – не палкой бить по рукам или по голове, а скорее указать на недостатки, которые у есть у производителя, помочь исправиться. И производители на самом деле адекватно реагируют на такую работу, всегда с нами сотрудничают и рады получить обратную связь.

А как проходит само веерное исследование?

Еще до начала веерного исследования, до определения торговых марок, которые попадут в исследование, мы проводим несколько раундов экспертных сессий. Мы анализируем рынок, смотрим опасения, которые возникают к тому или иному продукту, изучаем потребительские мифы, такие, например, как содержание антибиотиков в тушках бройлеров, растительные масла и транс-жиры в овсяном печенье или чрезмерное излучение в СВЧ-печах.

Помимо наших специалистов, на эти сессии приглашаются производители, представители отраслевых союзов и обязательно представители научного сообщества: лабораторий, профильных НИИ.

Мы собираем мнения, что в данной категории стоит и нужно исследовать, и далее разрабатывается программа исследования, т.е. по каким именно критериям мы будем исследовать тот или иной продукт. Собственно, на этом этапе мы разрабатываем опережающий стандарт.

Уже после подготовки опережающего стандарта мы формируем список конкретных товаров, которые будем исследовать – так называемый бренд-лист.

Далее, у нас есть отдельная служба – отборщики проб, которые осуществляют закупки образцов. Эта процедура очень строго регламентирована. Наши сотрудники приезжают в магазин, уведомляют администрацию, что будет проведена закупка того или иного товара. Весь ход закупки обязательно сопровождается фото- и видеофиксацией. Фиксируют закупку, обязательно смотрят условия хранения, температурный режим и после этого, как простые потребители идут на кассу и покупают товар, сохраняют чеки, заносят в протокол факт закупки.

Отобранные продукты укладывают в переносной холодильник, если требуется, и везут к нам на склад. Там продукция проходит процедуру обезличивания. Снимаются бирки, этикетки, наклейки с товара. Если нет возможности снять – закрашиваем, заматываем непрозрачной пленкой, изолентой и т.п.

Суть в том, что лаборатория не должна знать, продукт какого бренда пришел к ней на исследование. Каждому товару присваивается свой буквенно-цифровой шифр, и лаборатория получает, к примеру, 10 пакетов молока, полностью черных, неидентифицируемых, только с шифрами.

Они по каждому шифру проводят программу испытаний, которую мы им прислали, заносят в протоколы и отправляют нам обратно протоколы с шифрами. После этого мы их обрабатываем, проводим аналитику, составляем сводные таблицы. И уже после этого составляем рейтинг и переводим сухую научную сводку по каждому продукту на более понятный простым потребителям язык.

Полную документацию по исследованиям мы в обязательном порядке публикуем на нашем сайте, начиная от общей проблематики категории, программы испытаний, исследуемых показателей и заканчивая непосредственно рейтингом и протоколами исследований.

В среднем одно исследование занимает от 3 недель до 3 месяцев. Это длительный и трудоемкий процесс с мощной подготовкой, в котором задействованы десятки и сотни людей и лабораторий.

Как вы обеспечиваете непредвзятость исследований?

Ну, во-первых, как уже говорили, каждый этап многократно фиксируется и на бумаге, и в видеоформате, если же говорить именно о лабораторных исследованиях, секрет в том, что мы не работаем с закрытым списком «своих» лабораторий.

В стране лабораторий сотни, и все они специализируются на разных товарах и разных исследованиях. У нас для этого есть отдельная процедура – межлабораторные сличительные испытания (МСИ).

Мы несколько раз в год проводим раунды МСИ и выбираем наиболее компетентные и современные лаборатории, которые отвечают набору критериев, которые предъявляются к проведению веерных исследований. Некоторые лаборатории просто не могут обеспечить исследование продукта по сотне критериев, которые мы присылаем.

Кроме того, как мы уже говорили, лаборатории получают образцы для анализа в обезличенном виде, только с шифром. Если вдруг в результате исследования выявляется непонятное отклонение показателей, исследование повторяется в другой лаборатории, и в случае выявления фальсификации результатов с такой лабораторией мы более работать не будем.

Вы согласуете с производителями включение их продукции в свои исследования? Часто ли производители сами предлагают проверить их продукт?

Производители никогда не знают, что их продукция попадет в наши исследования, они узнают это по факту. Если у них были выявлены нарушения, то они узнают во время оглашения результатов исследования. К нам часто обращаются производители с предложением проверить тот или иной продукт, но у нас другая схема работы, по запросу производителей мы товары не проверяем.

То есть производитель не может даже предложить свой товар для исследования в плановом режиме?

В плановом режиме, конечно, может, если у нас запланированы в ближайший год веерное исследование данной категории, то мы, конечно, с радостью принимаем эти предложения. Надо понимать, что мы проводим исследования на федеральном уровне и акцент делаем на наиболее популярных брендах и торговых марках, которые больше всего покупают россияне. Однако у нас есть и программа исследования малых производителей, мы регулярно общаемся с администрациями регионов, у нас порядка 50 соглашений с субъектами РФ. Региональные власти собирают наказы и предложения своих производителей и направляют нам, отдельные бренды мы включаем в наш бренд-лист. И для небольших и средних производителей при получении высокой оценки от Роскачества это, конечно, существенный трамплин для выхода на крупные рынки, начала продаж совей продукции не только на местном уровне, но и в федеральных торговых сетях.

На самом деле в среднем из того, что есть на полках магазинов, мы проверяем около 95% товаров, больше при нашем подходе, наверное, уже и невозможно.

В продолжении интервью на следующей неделе мы поговорим подробно о российском знаке качества, в чем его смысл и как его получить (и не потерять). А также других направлениях деятельности Роскачества. Обсудим со Станиславом другие направления работы Роскачества. Не пропустите.

Источник: crispy.news

Метки