Станислав Латышев, Криспи Ньюс, Роскачество, Знак Качества, опережающий стандарт

Роскачество ответило на 5 вопросов «Криспи Ньюс»

Общество
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В предыдущей части в Роскачестве рассказали, как выбирают товары для исследований и как обеспечивается независимость исследований. Теперь узнаем об опережающем стандарте и о том, как получить российский знак качества.

Об этом и не только изданию рассказал Станислав Латышев – руководитель пресс-службы Роскачества.

Давайте немного поговорим про знак качества, что это такое, зачем он нужен и как на него претендовать?

Знак качества присуждается продукции, которая соответствует не только всем ГОСТам и техническим условиям, но и опережающему стандарту качества Роскачества.

Откуда берется опережающий стандарт: для любой продукции мы берем базовые требования, делаем их жестче, выше и строже. Больше полезность, выше энергетическая ценность, целый ряд показателей (можно добавить примеры).  Естественно, с тем учетом, чтобы они все-таки были достижимы. И смотрим, какая продукция им соответствует.

Производитель, который может претендовать на этот знак качества, присылает нам заявку, наши специалисты выезжают на производство проверяют, как у них обстоят дела. Важно понимать, что на знак качества могут претендовать только российские производители. Не обязательно это должна быть 100% локализация, но мы стремимся, чтобы уровень локализации был максимальным, чтобы вся производственная цепочка находилась на территории нашей страны, на 90-100% в зависимости от товара.

Мы видим, что продукция со знаком качества продается лучше. Конечно, в каждой категории цифры свои, но если брать среднюю «температуру по больнице», то знак качества увеличивает продажи где-то на 20%. Но это в то же время и большая ответственность. Очень серьезный, регулярный контроль за качеством. Никто не хочет потерять знак качества, это серьезный удар по репутации производителя.

Роскачество учреждено 5 лет назад. Тогда же в 2015 году в «Коммерсанте» появилась публикация о том, что через 5 лет знак качества должны иметь 20% российских продуктов, удалось ли подойти к этому показателю?

Мы стремимся к тому, чтобы Россия зарекомендовала себя как страна, в которой производится хорошая, качественная продукция. Чтобы “Made in Russia” – это был бренд общеузнаваемый, как те же товары, допустим, из Японии.

Кстати говоря, вы знаете, что в 70-х годах к товарам из Японии относились как к ширпотребу, товару невысокого качества? Спустя каких-то двадцать лет, в 90-е, весь мир знал, что японская электроника, техника, автомобили, продукты питания – это лучшие продукты в мире. Они этого добились внедрением определенных философий, таких, как Кайдзен, и сделали серьезный упор на развитие системы менеджмента качества, что привело к значительному улучшению качества продукции.

Кайдзен – японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.

Глобальная цель наша – сделать качество философией жизни, и это касается не только продуктов питания, но также и медицины, и образования, да и уровня жизни в целом.

В идеале, конечно же, мы хотим, чтобы пятая часть товаров, производимых в нашей стране, отвечала не только обязательным требованиям, но и повышенным требованиям качества и безопасности, но это не является самоцелью. Знак качества не существует для того, чтобы его кому-то дать. Это высшая награда производителю за то, что он вложил знания и умения и сумел произвести тот продукт, который мы действительно рекомендуем покупать. Это не значит, что мы будем занижать наши требования, это значит, что мы хотим подтолкнуть производителей к улучшению качества товаров.

Если помните, в СССР был знак качества, и даже визуально наш знак очень похож на него. Вначале он действительно показывал лучшую советскую продукцию, но спустя 10-15 лет его начали ставить на все, что угодно, на любой товар. Закончилось это тем, что его значимость нивелировалась, его просто перестали замечать, так его было много. Мы не хотим, чтобы с нашим знаком произошло что-то подобное. Мы не хотим, чтобы он стоял и потребитель его не замечал. Наша цель – чтобы потребитель, глядя на знак качества на продукте в магазине, понимал, что это продукт, который отвечает самым строгим требованиям качества.

Поэтому 20% – это не самоцель, главная философия — это показать производителю, что он может отличаться от конкурентов не только ценой или упаковкой, но и уровнем доверия и ответственностью.

Если же говорить о цифрах, то за 5 лет работы Роскачества выдано более 350 знаков качества различным категориям товаров, и эта цифра постоянно растет, потому что производители заинтересованы в том, чтобы получить знак качества.

У некоторых товаров знаки качества были отозваны, у кого-то частично, они потом исправлялись, проходили повторный контроль. Это как раз привилегия “отличников”, такая перепроверка доступна только обладателям знака качества.

Мониторинговые исследования — это, конечно, важная часть нашей деятельности, но еще более глобальная цель – это улучшение бизнес-процессов. Это внедрение лучших сценариев менеджмента на предприятиях.

Роскачество является оператором высшей национальной награды в данной сфере – Премии Правительства Российской Федерации в области качества, которая каждый год вручается Премьер-министром Российской Федерации. В конкурсе участвуют сотни компаний со всей страны независимо от сферы деятельности.

Если вкратце, в чем суть процесса: у нас есть лучшие в стране компетенции по повышению эффективности в различных компаниях – на производстве, в медицине, образовании и пр., каждый год мы собираем сотни заявок от компаний (в этом году их уже более 400), и участники представляют построенную у себя систему управления и ее результаты.

Есть несколько этапов этого конкурса.

Первоначально мы изучаем представленные участниками отчеты о самооценке. Это заочный этап конкурса. Отбираем из них наиболее соответствующие критериям эффективности организации и для них проводим, по сути, бесплатный государственный мониторинг и анализ их бизнес-процессов.

Крупные производители делают это, пользуясь услугами крупных консалтинговых компаний за очень большие деньги, наша задача – провести такой же анализ силами тех же экспертов, но за государственный счет, потому что на это мы получаем субсидию.

В рамках диагностики бизнес-процессов изучаются не производственные механизмы, а именно построение бизнес-процессов. Как вовлечено в процесс руководство компании, какую пользу обществу приносит организация, на каких принципах строится взаимодействие с поставщиками, как организованы процессы внутри: HR служба, служба логистики, внутренней и внешней, как налажена служба дистрибуции, все ли специалисты работают максимально эффективно, нет ли простоя линий и т.п. Эта работа касается не только производств, учреждений образования, здравоохранения, муниципального управления. Любые компании независимо от вида деятельности на определенных этапах развития работают по определенным правилам.

Совет премии возглавляет Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Валентинович Мантуров. Премия вручается в конце года 12 лучшим предприятиям страны. Вручает ее лично Премьер-министр России.

Помимо премии, у нас сильный образовательный блок. Он также делится на разные направления: о системах управления, о налаживании бизнес-эффективности, о внедрении кайдзен-философии.

Деятельность Роскачества не ограничивается только мониторингом продуктов, мы более комплексно подходим к вопросу качества и стараемся, чтобы это стало новой философией, новой культурой. Глобальная цель и наше видение состоит в том, что через качество повышается уровень жизни в стране, и мы к этому и хотим стремиться. Не только через колбасу и творог, но и через образование и управление.

Из всех товарных групп (относящихся к продуктам питания и напиткам) какая, по вашей информации, максимально подвержена фальсификации? Не весовой, а качественной: подмена ингредиентов или их отсутствие (при том, что они были заявлены).

На самом деле обычно фальсифицируется то, что популярнее всего. И если брать наш опыт, в продуктах молочного питания мы действительно часто находим определенные нарушения. Обычно это небольшие производители, чья доля на рынке не так весома, но это случается достаточно регулярно. Если опять же говорим о молочке, то это подмена молочного жира растительными жирами, наиболее простой способ снизить издержки и выдать один продукт за другой.

Как вы знаете, с первого января продукты с содержанием заменителей молочного жира и без идентифицируются в магазинах по-разному. Некоторые производители в погоне за прибылью не докладывают молочных жиров или вообще их не кладут.

Подобные нарушения замечаются и в случае мороженой рыбы: когда мы проверяли треску, мы сталкивались с тем, что за треску выдается минтай, который в 3-4 раза дешевле трески, но при этом по вкусу и тем более по виду непрофессионал отличить не сможет. А между тем есть серьезные отличия в наборе полезных веществ.

Первое исследование рыбы мы проводили в тесном взаимодействии с Росрыболовством, по итогу была проведена определенная работа, кого-то наказали, с кем-то побеседовали, и во время повторного исследования результаты были уже значительно лучше.

Если же говорить о других ярких примерах, при проверке коньяков выявляли случаи добавления спиртов не виноградного происхождения.

После каждого исследования мы анализируем не только продукт или категорию в целом. Анализ результатов дает ответы на вопросы о причинах тех или иных нарушений. Где-то это недостаточный контроль входного сырья, где-то это слишком жесткие требования национальных стандартов, ГОСТов или техрегламентов, где-то это действительно намеренные нарушения в целях получения дополнительной прибыли.

В целом по пищевой отрасли ситуация с нарушениями с годами улучшается?

Не совсем корректно говорить о средней температуре по больнице. В каждой группе свои проблемы и свои нарушения, но если говорить очень грубо, то да, конечно, мы видим улучшение ситуации. Производители понимают, что обман к добру не приводит, мы живем в настолько открытом в информационном плане обществе, что единственный случай, когда в сети появляется информация, что производитель юлит, обманывает, пытается выдать одно за другое, очень серьезно бьет по показателям спроса на его продукцию. А продажи в нашем обществе – это очень эффективный мотиватор, и производители, в чьей продукции выявлены нарушения, как правило, сами стараются исправить ситуацию. Особенно хорошо это видно при проведении повторных исследований.

Не планируете оказывать услуги по сертификации продукции, заявленной как экологически чистая (категории БИО, ЭКО, Органик)?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вместе разберемся с терминологией: в России законодательно закреплено понятие органической продукции и используется обозначение «органик». Понятия  БИО и ЭКО, которые используются в других странах и в Европе, напрмиер, признаны эквивалентными, в России нормативно не закреплены. В отношении органической продукции есть федеральный закон, есть добровольный межгосударственный стандарт ГОСТ 33980-2016, устанавливающий требования к такой продукции, в соответствии с которыми проводится сертификация. Органическое производство— это даже больше не про саму продукцию, а про способ ее производства, про процесс. Заключается он в том, чтобы производить продукцию в условиях, максимально приближенных к естественным природным, и уменьшить негативное техногенное воздействие при производстве: в органическом производстве запрещается применять генно-инженерно-модифицированные организмы и продукцию, изготовленную из или с помощью ГМО в качестве пищевых продуктов, кормов, пищевых добавок, технологических вспомогательных средств, средств защиты растений, веществ для улучшения почвы, удобрений, семян и посадочного материала, при выращивании микроорганизмов или животных. Сама производственная система органического сельского хозяйства призвана улучшить экосистему, сохранить и улучшить плодородие почвы, обеспечить защиту здоровья человека и, принимая во внимание местные условия и опираясь на экологические циклы, сохранить биологическое разнообразие, не используя вещества, способные нанести вред окружающей среде. На самом деле органическими могут быть не только фрукты-овощи – и яйца, и мясо, и даже хлопок и косметика, но в России пока сертифицируются только продукты питания.

И, отвечая на ваш вопрос: да Роскачество осуществляет сертификацию органической продукции. Орган по сертификации Роскачества аккредитован на сертификацию органической продукции: у нас работают эксперты, которые рассматривают всю документацию производства, выезжают на него, производят разнообразные отборы проб для лабораторных исследований: почва, кровь и корма животных, семена и др.; смотрят технологические цепочки: далеко ли органические площади от полей интенсивного сельского хозяйства, хватает ли места птицам свободно махать крьльями, применяются ли удобрения, если да, то какие (все допустимые удобрения перечислены в ГОСТе 33980-2016). Только при полном соблюдении правил органического производства, установленных на всех стадиях органического производства, подготовки и оборота, подтвержденных лабораторными исследованиями, организация может получить сертификат на органическую продукцию. Сертификат предоставляет право использования маркировки «органик», утвержденной приказом Минсельхоза России от 19 ноября 2019 г. № 634.

Редакция «Криспи Ньюс» благодарит Станислава Латышева за очень раскрытое и интересное интервью. То, что контроль качества продуктов на полках – это дело не простое, было очевидно всегда, но только после этого разговора становится понятно, какой на самом деле большой труд стоит за независимыми исследованиями качества продуктов, которые мы едим каждый день.

Источник: crispy.news

Метки