Камчатский краб, Росрыболовство, квоты, малочисленные народы Севера

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА ХОТЯТ ВЫЛОВИТЬ ВСЕГО КАМЧАТСКОГО КРАБА

Рыбные Экономика
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Один из ценных морских ресурсов России – камчатский краб, вылов которого уже долгое время возможен только по квотам, причем достаточно жестким.

Компании вынуждены конкурировать за право выловить определенный объем краба, при этом используя современные суда российского производства.

Тем временем закон оставляет право на вылов краба за коренными малочисленными народами – это по логике закона должно поддерживать их традиционные промыслы. Однако малые народы Севера, Сибири и Дальнего Востока начали подавать заявки на вылов в очень крупных объемах.

Например, только в Хабаровском крае в 2020 году они претендовали всего на 19 тонн краба, а в заявке на 2021 год общий объем достиг 255 тонн. Как отмечает представитель региональной ассоциации рыбной отрасли, этот объем сопоставим с промышленной добычей.

Что важно, представители коренных малочисленных народов могут заявлять любые объемы вылова, затем территориальные управления Росрыболовства передают в центральный офис, который не вправе отказать в предоставлении таких объемов. Более того, согласованный для КМН объем вылова исключается из общего доступного количества – и коммерческие краболовные компании уже не могут претендовать на этот объем.

Однако, как считает один из представителей рынка, с помощью традиционных орудий лова добыть заявленный объем краба просто невозможно. Это означает, что некоторые компании могли придумать такую схему с КМН, чтобы обходить ограничения на квоты. Правда, пока непонятно, как именно компании будут обходить ограничения, и смогут ли выловить тот объем краба, который заявили малые народы.

Другие же компании только на квоты потратили в 2019 году 142 миллиарда рублей, а еще обязались построить 35 краболовных судов на российских верфях. Что касается их доходов, в 2019 году российские компании добыли 90 тысяч тонн краба, что при ценах в 15-18 долларов за килограмм дает как минимум 1,35 миллиарда долларов – но это все равно меньше, чем расходы только на право вылова.

Сейчас власти пытаются как-то урегулировать проблему – Росрыболовство согласует свою позицию с агентством по делам национальностей. Один из вариантов – регионам могут разрешить указывать в заявках объем фактического вылова краба КМН за прошлый год (что должно ограничить их запросы до разумного уровня). Другой вариант – усложнить получение статуса представителя КМН. Сейчас получить такой статус достаточно просто, чем могут пользоваться недобросовестные коммерсанты.

Источник: bankstoday.net

Метки