В Цукубе, префектура Ибараки, находится одинокое рисовое поле площадью 1100 квадратных метров, окруженное сетчатыми заборами и стенами.
Это изолированное пространство на территории Национальной организации по исследованию сельского хозяйства и продовольствия (NARO) дало 5 сентября урожай в 440 килограммов. Это далеко не конец проекта, но это отражает упорство тех, кто участвовал в его исследовании.
«Рис отлично рос, несмотря на множество жарких дней, благодаря небольшому количеству насекомых и вредителей», – сказал 48-летний Юя Вакаса, старший научный сотрудник NARO, отвечающий за выращивание этой продукции.
Спустя более 20 лет с момента начала исследований сорт генетически модифицированного риса, предназначенный для облегчения симптомов, вызванных пыльцой кедра, наконец-то приближается к клиническому применению.
Весь сентябрьский урожай был специально разработан для борьбы с сенной лихорадкой, связанной с пыльцой японского кедра. Сенная лихорадка вызывается аллергией, вызванной чрезмерной реакцией иммунной системы на попадание пыльцы в организм.
Исследователи генетически модифицировали существующий сорт риса Китааке, который послужил основой, чтобы получить рис с аллергенами, обнаруженными в пыльце, для борьбы с этим явлением.
Это основано на идее о том, что вместо того, чтобы вызывать еще большее недомогание, регулярное употребление риса с небольшим количеством аллергенов, вызывающих сенную лихорадку, со временем снизит чувствительность к нему и подавит симптомы аллергии.
Компания NARO начала разрабатывать этот новый вид риса в 2000 году. Рис, обладающий теми же свойствами борьбы с кедровой пыльцой, что и урожай этого года, был успешно выпущен в 2003 году.
Хотя изначально предполагалось, что он будет распространяться исключительно в качестве пищи, позже внимание переключилось на создание лекарств из урожая. Интерес к изучению потенциала его использования в тандеме с иммунной системой для получения положительных эффектов привел к серии экспериментов на мышах.
Исследования перешли в ограниченные испытания на людях между 2013 и 2018 годами, когда NARO работала совместно с Медицинской школой Университета Дзикей в районе Минато в Токио. Во время клинических исследований участники ели рис с целью определить, действительно ли он эффективен в борьбе с аллергией на пыльцу японского кедра.
Исследование показало, что употребление урожая может способствовать снижению частоты чихания и уменьшению потребности в лекарствах. Также наблюдалось улучшение субъективных симптомов, некоторые сообщали, что они, например, «сегодня чувствуют себя лучше».
Однако вскоре проект был приостановлен. Министерство сельского хозяйства мотивировало это тем, что использование аллергенов в иммунотерапии сенной лихорадки в то время не было распространено.
«Раньше ни одна генетически модифицированная сельскохозяйственная продукция не использовалась в качестве ингредиентов лекарств», – вспоминает 59-летний Тадаси Фурусава, руководитель отдела исследований редактирования генома сельскохозяйственных культур NARO.
Ссылаясь на другую проблему, Фурусава добавил, что клиническое исследование «было нацелено только на небольшую группу людей» и, таким образом, «не смогло прояснить терапевтический потенциал риса».
Проект застопорился, но в мае 2023 года наконец наступил переломный момент — было одобрено новое клиническое исследование под юрисдикцией министерства сельского хозяйства по коммерциализации риса, обогащенного пыльцой кедра.
Решение было принято на совещании профильных министров по проблеме сенной лихорадки, и в министерстве была создана совместная государственно-частная целевая группа.
В промежуточном отчете целевой группы, опубликованном в июне этого года, предлагалось извлечь активный компонент из риса, пропитанного пыльцой кедра. Ожидается, что химическое вещество будет использоваться в виде порошка в дальнейших экспериментах по разработке радикального средства от сенной лихорадки.
Большинство традиционных препаратов от аллергии на пыльцу кедра предназначены лишь для облегчения симптомов.
На данный момент у пациентов, ищущих радикальную терапию для устранения аллергии, нет иного выбора, кроме как принимать специальные таблетки или капли для сублингвальной иммунотерапии, при которой пациенты напрямую подвергаются воздействию аллергена.
Напротив, иммунотерапия с использованием риса, пропитанного пыльцой кедра, в идеале могла бы подавить такие тревожные эффекты, поскольку в этом случае задействована гораздо меньшая часть фактического аллергена, содержащегося в растении.
«Средство иммунотерапии, в состав которого входит разновидность риса с кедровой пыльцой, может эффективно облегчать симптомы сенной лихорадки, не вызывая неблагоприятных побочных эффектов», – сказал 48-летний Томонори Эндо, врач, возглавляющий отоларингологическое отделение токийской больницы Кёсай.
Ранее Эндо также принимал участие в прошлом клиническом исследовании риса в Медицинской школе Университета Дзикей. Его ожидания высоки.
«С потенциально длительным эффектом это лекарство может представлять собой беспрецедентное лекарство для следующего поколения», – сказал Эндо.
В то же время он подчеркнул, что включение различных генов в рис может позволить использовать этот основной продукт питания для лечения и других аллергий.
Несмотря на возобновление исследований, остается еще несколько серьезных проблем. Предполагаемое клиническое исследование должно оценить эффективность и безопасность лекарства, полученного из риса, на значительном количестве субъектов. Это будет включать введение лекарства в течение двух-трех лет.
Кроме того, исследование должно подтвердить, сохраняются ли положительные эффекты после окончания приема препарата. Еще одна проблема связана со стабильными поставками риса, который должен стать ключевым ингредиентом для планируемого лекарства.
Для решения этой проблемы рассматривается план по продвижению исследований по выращиванию модифицированного риса на специализированной крытой ферме. Цель состоит не только в том, чтобы сделать возможным сбор урожая несколько раз в год, но и в том, чтобы смягчить колебания качества — среди них различия в урожайности и концентрации необходимого ингредиента.
Учитывая весь спектр трудностей, Эндо предвидит, что предстоит долгий путь, прежде чем революционная медицина станет доступной для общественного использования.
«Вероятно, потребуется еще от пяти до десяти лет», – сказал он.
Источник: gmoobzor.com