Сбербанк до конца 2020 года закроет сделку по покупке продуктовой сети, входящей в топ-5 FMCG розничных компаний по выручке.
Об этом на конференции в рамках выставки продуктов питания World Food рассказал модератор пленарного заседания Кирилл Терещенко, генеральный директор компании по производству специй «КОТАНИ».
Издание MarketMedia поинтересовалось у участников рынка, какой актив мог заинтересовать банк и как такая сделка может отразиться на отрасли.
«Пришло время серьезной завершающей стадии глобальной консолидации ретейла, сделок M&A. Сбербанк уже давно является экосистемой и по сути розничным ретейлером. Лев Хасис (бывший CEO Х5 Group, сейчас первый заместитель предправления Сбербанка. — Ред.) — один из мастодонтов ретейла, им он и остается, и, скорее всего, вернется в обычный офлайновый ретейл после покупки Сбербанком одного из операторов, входящих в топ-5 продуктовых сетей России. Я не буду спекулировать на этих слухах, но это вполне вероятная реальность, которая произойдет до конца 2020 года», — уверил присутствующих Кирилл Терещенко.
С кого начнем
Покупку Сбербанком крупной розничной FMCG-сети участники рынка активно обсуждают уже несколько месяцев. Один из источников MarketMedia считает, что речь идет о Х5 Retail Group, он уверен, что сделка будет закрыта до марта 2020 года. В пресс-службе Сбербанка и Х5 сообщили, что слухи не комментируют.
В апреле этого года Reuters со ссылкой на свои источники сообщил, что Сбербанк ведет переговоры о покупке ретейлера «О’Кей», чтобы затем перепродать актив. Если сделка состоится, то будет денежной и в ее периметр не войдет сеть дискаунтеров «Да», писало информагентство.
Позже глава Сбербанка Герман Греф сообщил журналистам, что Сбербанк не планирует приобретать «О’Кей», но рассматривает возможность его финансирования. «Мы не приобретаем компанию. Насколько мне известно, ведутся переговоры о финансировании, но пока никаких подробностей не могу прокомментировать. Мы, как один из финансирующих банков, рассматривали эту сделку, но не планируем приобретать», — цитировал Интерфакс Грефа.
Зачем Сбербанку FMCG-сеть?
В топ-5 FMCG-сетей входят Х5 Retail Group, «Магнит», объединенная компания «Дикси», «Бристоль» и «Красное&Белое», «Лента» и «Ашан». Почти 54% новых открытий по торговым площадям в стране приходится на двух игроков — Х5 Retail Group и «Магнит». Всего на пять игроков из топ-200 FMCG-сетей приходится три четверти новых открытий.
MarketMedia поговорил с экспертами рынка, чтобы узнать их мнение по поводу мотивов Сбербанка, кто из пятерки лидеров может быть интересен крупнейшему банку России и как такая сделка отразится на рознице.
«Ретейл за небольшим исключением сейчас слаб. И слабость эта не только в падении трафика в офлайн-магазинах, снижении маржинальности, высокой закредитованности и прочих проблемах, но самое главное — он стратегически слаб, ни у кого нет внятной стратегии, куда идти. Все, что предлагается, — это полумеры. Для глобальных изменений, которые могли бы создать действительно новый ретейл, у компаний не хватает денег. Банки тоже сталкиваются с проблемой стратегического видения, но с ресурсами у них все в порядке. Сейчас самая популярная стратегия — это создание экосистем бизнеса, она активно эксплуатируется, под нее выделяются деньги, поэтому логично предположить, что банки будут активно идти на рынок ретейла», — считает эксперт по инновациям в ретейле Борис Агатов.
Борис Агатов отмечает, что банки, в отличие от ретейла, контролируют практически всю цепочку: кредитуют производителя, ретейлера, потребителя, и логично, что для создания целостной системы им нужно эту цепочку достраивать реальными активами. Если же Сбербанк решит достраивать свою экосистему ретейлером, то наилучший для него вариант — это покупка X5 Retail Group, так как сегодня это самая продвинутая компания в рознице.
«Любая сеть — это большой денежный поток, а у Х5 это более 1,5 трлн рублей розничной выручки, и больше половины ее генерируется электронными платежами. Сбербанку интересен контроль денежных потоков, так как всего лишь комиссия за совершенные операции позволит ему получать доход от управления, даже если сеть будет работать в ноль», — считает генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков.
Управляющий партнер Retail4You Сергей Лищук полагает, что Сбербанк если и будет покупать продуктовую сеть из первой пятерки, то точно не лидера рынка, так как Сбербанк обычно покупает активы по низкой цене. «Как это обычно происходит: банк кредитует заемщика, тот нарушает условия кредитного договора — и вуаля! — оказывается с новым собственником за 30-50% от рыночной цены. И таких «приобретений» у Сбербанка пруд пруди. Хотите — птицефабрику вам продаст, хотите — торговый центр или боулинг. Но уже по рыночной цене. А купить лидера отрасли ретейла по низкой цене не получится, или же нужны мегаоснования для такой маловыгодной по меркам Сбербанка сделки», — отмечает Сергей Лищук.
По его мнению, купить компанию Х5 Сбербанк может только в интересах какого-то игрока. «Это не ради «Магнита» (там пока наводит порядок обновленная команда) и не в пользу объединенной компании «Дикси» — «Красное&Белое» (сами слились и не знают, что с этим делать). Вот в историю, что за всем этим стоит идея слияния с «Ашаном», скорее всего, поверю. Возможно, это промежуточная сделка и ее цель — слепить гиганта «ХАшан5». При слиянии может выйти вполне органичный рыночный игрок с сильным отрывом от игрока №2», — говорит Сергей Лищук.
Версию о том, что Сбербанк может купить Х5 в интересах государства для контроля за ценами и недопущения социального взрыва, Сергей Лищук считает сомнительной. «Кто видел «хлебные» бунты в России? Может, яйца по 50 рублей беспокоят граждан? Или водка по 215 рублей дорога? Продукты питания у нас дешевле, чем в Европе. И ретейл кошмарится антимонопольным ведомством чаще, чем идут у нас дожди. Попробуй цену на колбасу поднять, так сразу на ковер вызовут, предписаний куча, контролеров. Дошло до того, что несчастные колбасники в правительство слезные письма пишут с просьбой разрешить сетям (то есть третьей стороне!) поднять цены на колбасу», — поясняет эксперт.
Как отразится покупка сети Сбербанком на рынке?
«С точки зрения развития рынка ритейла это может быть хорошим шагом. Привнесение в бизнес ритейла возможностей и практик из банковской сферы, которая сейчас на пике своих технологических возможностей, может дать рынку очень сильного игрока и сильную синергию обоим игрокам.
Построение экосистем бизнеса — дело новое, и пока еще недостаточно практики, чтобы, опираясь на нее, делать заключение о том, будет ли в итоге успешной эта покупка. Может статься и так, что это будет просто обычным поглощением, а вот по ним практики очень много, и, как правило, подавляющее число слияний и поглощений были неудачными и не давали выгод поглотившим компаниям», — рассуждает Борис Агатов.
«Я не верю в версию, что Сбербанк может купить Х5, и предпосылок к этому я не вижу, — отмечает Иван Федяков. — Но если такая сделка случится, то это событие негативно скажется на инвестиционной привлекательности отрасли в целом, так как у Сбербанка есть нерыночные инструменты конкуренции по сравнению с другими игроками. Речь о доступе к почти неограниченным финансовым ресурсам, к информации по другим ретейлерам-кредиторам, к информации о транзакциях почти половины россиян».
При этом эксперт считает, что если Х5 уйдет под контроль Сбербанка, то «Магнит» окончательно проиграет в гонке за лидерство. Х5 успешно развивается и имеет сильную команду, а «Магнит» проигрывает конкуренцию в розничном бизнесе, и если к этой борьбе добавить конкуренцию в IT, маркетинге и финансах, то шансов у «Магнита» практически не останется. «Магнит» не инвестирует в перспективные проекты, а Сбербанк имеет доступ ко всему», — резюмирует Иван Федяков.
Источник: marketmedia.ru