Эксперты научно-исследовательского центра НИЦ «Здоровое питание» провели исследование, выявившее уровень грамотности в вопросах пищевого поведения.
По сравнению с данными аналогичного опроса годовалой давности, она выросла. И все равно высоким этот уровень никак не назовешь.
Как выяснилось в ходе опроса, проведенного в трех федеральных округах страны (Центральном, Приволжском и Сибирском), количество россиян, читающих маркировку, растет. Так, в прошлом году таких было 70%, а сегодня уже 85%. И почти 30% написанному на маркировке доверяют (57% – не доверяют).
И все же читать маркировку можно по-разному. В понятие «изучить» ее большинство россиян включает «посмотреть дату изготовления и срок годности». Так делает 75% покупателей. А вот составом продукта интересуется куда меньше народа – всего 12%. Хотя, согласно данным предыдущего опроса, их было еще меньше — 10%.
5% респондентов обращают внимание на бренд товара, столько же — на страну-изготовителя. Лишь 2% уделяют внимание информации о пищевой ценности и соотношении белков, жиров и углеводов. Информация о соответствии (или несоответствии) ГОСТу интересует вообще лишь 0,4% потребителей. Эксперты связывают это с тем, что люди перестали ей доверять, потому что сфальсифицировать сегодня можно все.
«Людей по-прежнему в первую очередь волнует безопасность продуктов с точки зрения срока их годности. Но не с точки зрения состава, на который почти не обращают внимания. Хотя именно состав крайне важен для здоровья. И даже товары одной группы могут кардинально отличаться по безопасности лишь исходя из количества или присутствия в них соли или сахара, трансжиров, цельного зерна и пр. По данным исследования, опубликованного в журнале The Lancet, именно эти показатели больше всего влияют на смертность. И именно на них важно обращать внимание, – говорит профессор МГУ Олег Медведев. – На первом месте среди пищевых факторов риска сегодня медики ставят избыток соли – это повышает риск развития артериальной гипертонии, чувствительности сосудов, истощения ресурсов сердца. Но у нас по-прежнему предпочитают посолонее».
Есть и другой неприятный, но вполне закономерный тренд: все чаще соотечественники в первую очередь руководствуются соображениями о стоимости продукта. Если в 2018 году цена была решающим фактором при покупке для 21,7% россиян, то в 2019 году – уже для 34%.
Ну а на качество продуктов смотрят лишь во вторую очередь (россиян, обращающих на него внимание при выборе покупки, – 24%). Любопытно, но мужчины ориентируются на этот показатель чаще, чем женщины: каждый третий представитель сильной половины человечества выбирает продукты, исходя из их качества.
«Тем временем, ритейл сегодня заставляет делать дешёвые продукты. И когда люди обращают внимание на состав, они, например, читают – «без глютена». И думаю, что это позитивная вещь. Кто-то даже верит, что глютен засоряет кишечник. Увы — на здоровье большинства потребителей отсутствие глютена не скажется никак. Непереносимость глютена встречается лишь среди 1-2% населения», – говорят эксперты.
Пищевые страхи россиян
На первое место вышло пальмовое масло. Опасение пальмовое масло чаще вызывает у женщин.
В прошлом году, тем временем, абсолютным лидером категории «пищевые страхи» были консерванты и красители: их боялось более половины респондентов. В этом году таких всего 16,4%.
Еще одна любопытная тенденция – резко выросло количество бесстрашных россиян, которые не боятся в продуктовых магазинах вообще ничего (год назад таких было 10%). Зато в общей сложности 80% участников опроса боится «скрытого» – ингредиентов, которые не указываются на маркировке, но все же могут повлиять на здоровье.
А вот тому, что написано на маркировках продуктов, россияне в целом стали доверять больше. Год назад таких «доверчивых» было 18%, а в этом уже 28,2%. Написанному на этикетке при этом чаще верят мужчины (33,6%), чем женщины (23,8%).
Российские потребители стали потихоньку обращать внимание на сахар в составе продуктов, что экспертов радует. Ведь сахар есть сегодня практически везде: в колбасе, соусах, молочных продуктах, хлебе. Но лишь 3% россиян беспокоятся о наличии соли в составе.
«Проблема с маркировкой замедляет путь инноваций, – говорит эксперт НИЦ Зинаида Медведева. – Новые продукты вызывают опасения и недоверие. Сегодня в моде снеки, поэтому полезные батончики для перекусов — позитивный тренд. Производители рыбы придумали рыбные палочки. Молодые не хотят готовить, у многих нет кухни и разделать рыбу для них — космос. Нужны новые решения, которые помогут россиянам разнообразить рацион. Пока же они едят лишь 15 продуктов в неделю. А японцы с острова Окинава, где проживает самое большое количество людей старше ста лет, – до 30 за один прием пищи, маленькими пиалками. Они считают даже свинину здоровым продуктом. Но они долго ее вываривают, снижая ее калорийность вдвое. Плохо то, что половина населения у нас питается монотонно, что противоречит современным рекомендации о разнообразии пищи, позволяющем разнообразить микробиом, который влияет на иммунитет».
Пандемия омега-дефицита
«С точки зрения науки, в первую очередь нужно смотреть в составе продуктов на наличие сахара и соли, которые ведут к развитию болезней старости. Что касается ГМО, то сегодня почти все овощи генетически модифицированы: кукуруза, помидоры, яблоки… Но никаких научных данных о диком вреде таких продуктов нет. Если говорить о жирах, то, например, в молочном жире насыщенных жиров 70%, а в пальмовом — 50%», – считает профессор Медведев.
Чего же стоит бояться на самом деле? Кроме избытка соли и сахара, важнейший фактор риска развития всех болезней старости – трансжиры.
«В то время как многие боятся условных «Е» в составе продуктов и неких химикатов, на трансжиры почти никто не обращает внимания. А ведь именно они признаны Всемирной Организацией Здравоохранения самым вредным компонентом пищи. И они присутствуют в продуктах промышленного приготовления повсеместно. Неприятно и то, что россияне потребляют недостаточно цельнозерновых продуктов, богатых необходимой для жизнедеятельности клетчаткой: широкие слои населения плохо представляют разницу между обычной булкой и цельнозерновым хлебом, а последний к тому же дороже. В нашем рационе мало семечек и орехов. Семечки у нас ассоциируются с лузганием, тогда как они и орехи — источник полезных полиненасыщенных жиров. У нас катастрофический дефицит омега-3 жиров, содержащихся в морской рыбе. Они есть и в растительных продуктах, типа льняного масла, но углероды там короче и плохо усваиваются нашим организмом. А в рыбе исходно более длинные и усваиваются чудесно. Чем севернее выловлена рыба, тем больше в ней омега-3», – говорит Олег Медведев.
Недавнее исследование, проведённое с учёными из Российского Университета дружбы народов, МГУ им. Ломоносова и ещё двух клиник, среди 1361 пациентов в возрасте от 0 до 91 года, показало, что наша страна столкнулась с пандемией дефицита омега-3 полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК).
«Мы выявили дефицит омега-3 ПНЖК у 75,4% пациентов, при этом наиболее тяжелый дефицит – у детей и подростков в возрасте до 18 лет. Это говорит не только об ухудшении качества питания, но и об отсутствии медицинской культуры и знаний о необходимости восполнения дефицита Омега-3 ПНЖК как среди пациентов, так и среди врачей», – говорит один из авторов исследования, завкафедрой эндокринологии Российского Университета дружбы народов, профессор Светлана Калинченко.
В результате две трети подростков – в группе риска по возникновению не только заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, но и репродуктивных нарушений (бесплодия, прерывания беременности, пороков развития плода). Кроме того, Омега-3 статус крайне важен для функциональной активности мышечной системы – основы физического здоровья. Омега-3 обеспечивают нормальный уровень холестерина в крови, снижают риск образования тромбов, делают сосуды более прочными и упругими.
Омега-3 в организме сами по себе не вырабатываются и должны поступать извне. Раньше всех воспитанников детсадов страны снабжали рыбьим жиром в обязательном порядке, и сегодня врачи высказываются за скорейшее возвращение этой практики. Тем более что сегодня нет необходимости глотать его ложками: омега-3 есть в любой аптеке, хоть в капсулах, хоть в виде масла со вкусом лимона, которым можно заправлять салаты.
Олег Медведев считает, что в рационе россиян крайне мало бобовых, мало молока. Многие испытывают недостаток кальция. Зато у нас по-прежнему любят сладкие газированные напитки и едят слишком много переработанного мяса, особенно красного.
«Самый высокий риск для здоровья несут в себе продукты промышленной переработки из красного мяса, которые дополнительно снабжены солью и консервантами, – продолжает профессор Медведев. – Есть огромное количество исследований, которые доказали, что красное мясо опасно: при попадании в толстый кишечник, оно способствует синтезу вещества, которое окисляется в печени и способствует снижению функций сердца. В Оксфордском университете разработали теорию микрожизней (каждая длится по полчаса); согласно ей, 85 граммов мяса убивает одну микрожизнь. Одна из последних публикаций показала, что даже красное мясо птицы хуже, чем растительное питание».
Эксперты дают рекомендации по здоровому питанию: есть как можно больше овощей и фруктов, орехов и семечек, рыбы и морепродуктов, цельнозерновых, здоровых масел и жиров, молока низкой жирности.
Что касается информации на маркировке, то ее структуру, считают эксперты, надо менять.
«Хотелось бы видеть на ней информацию по количеству общего жира и насыщенного; по добавленным сахарам, по количеству клетчатки (чтобы выбирать хлеб по соответствию общих углеводов и проценту клетчатки). Маркировка сегодня – один из тормозов воспитания потребителей. Можно сколько угодно рассказывать о том, что хорошо, а что плохо, а реально невозможно выбрать здоровый продукт. Радует, что сегодня некоторые торговые сети вывесили в залах лупы — чтобы люди могли читать маркировку. Но это еще далеко не все решение проблемы», – говорят в НИЦ «Здоровое питание».
Чего боятся россияне?
- Пальмового масла – 22,7%
- Консервантов и красителей – 16,4%.
- Антибиотиков и стероиодов — 25%
- ГМО – 24%
- Ничего — 27%
Источник: mk.ru