Во время пандемии во всем мире и в России резко вырос спрос на апельсиновый сок. Причина — просто невероятная вера в защитные свойства цитрусовых. Но почему даже напитки от известных брендов следует пить с осторожностью?
Индустрия фруктовых соков процветает — это же витамины! Вернее, так считают клиенты, которые не знают, что иногда соки делают в подвалах, где ни одного апельсина и яблока нет. Напитки производят, разбавляя водой концентрат из жестяных цистерн. Впрочем, даже известные бренды, рекламу которых крутят по радио и ТВ, вместо фруктов закупают все те же канистры за границей. Поставщики у всех одинаковые, объясняют эксперты.
Александра Пашкевич, эксперт практики управленческого консалтинга:
«Общее количество поставок на рынок заставляет предполагать, что, наверное, пользуются ими сейчас все. Концентраты и сырье для виноградного сока везут в основном из Узбекистана. Томатный сок — это Азербайджан. Наибольший процент ввоза апельсинов составляет Бразилия».
Соки, на пачке или бутылке с которыми есть надпись «восстановленный», почти всегда делаются из импортных консервов. Поэтому большие фабрики к себе в цеха журналистов не пускают: велик риск, что такая правда обрушит продажи самой доступной и массовой касты среди всех типов соков.
Три вида соков в продаже
Восстановленные из концентрированной пасты или порошка — самые доступные и массовые. Их делают так: из плодов выдавливают сок, который пастеризуют при высоких температурах и сгущают, выпаривая воду. Эту массу охлаждают, закатывают в бочки и отправляют в любую точку мира. А заказчик на своем заводе снова нагревает концентрат, охлаждает, добавляет столько воды, сколько было изначально, ароматизирует (а может подкрасить, добавить сахара и лимонной кислоты) и фасует напиток. Плюсы — хранится долго и перевозить дешевле, чем сок прямого отжима.
Соки прямого отжима — это фреши, которые не сгущают, но все равно пастеризуют или стерилизуют и лишь затем разливают в упаковки. Технология доступна только в местах произрастания плодов. В соках остается больше аромата и вкуса, но перевозить их в бутылках, пачках и банках дорого, а покупатели так же, как и с восстановленными соками, не получают распиаренных витаминов. Дело в том, что они разрушаются в течение получаса после выдавливания. А если нагреть и хранить, то уж точно можно не искать. И искусственное обогащение не спасает.
Витаминов много в соках свежевыжатых. Но в магазинах таких нет. Хранятся они всего двое суток.
Но в этой иерархии не все так просто. Во-первых, много тех, кто самые дешевые восстановленные соки хочет делать еще дешевле и добавляет в концентрат воды больше, чем ее извлекли.
Нужно запомнить, что разбавленный водой сверх меры сок тоже может продаваться легально. И даже продается. На такие приходится 70 процентов всех продаж. Но такое нельзя назвать соком. Если воды плеснули в два раза больше, то на коробке должны писать «нектар». А если сока в упаковке лишь десятая часть, то это сокосодержащий напиток. Узнать об этом можно в абзаце мелким шрифтом где-то на упаковке.
А в чем же вред соков? В том, что на стандартную упаковку — 1,5 литра — приходится 32 кубика сахара. Только это даже не сахар, а фруктоза, которая намного хуже.
Татьяна Романенко, врач-эндокринолог:
«Фруктоза несет колоссальную опасность. Она напрямую идет в печень. То есть она в конце концов превращается в обычный жир, в триглицериды».
Да, фруктоза есть в самих фруктах, однако она упакована в клетчатку, которую еще надо разгрызть и пережевать. Пищевые волокна тормозят опасное мгновенное всасывание сахара в стенки кишечника и в кровь. А в соках клетчатку если и оставляют, не отправив в жмых, то эта балластная мутная взвесь всасывать сахар уже не мешает.
Именно за ударную дозу чистой фруктозы Всемирная организация здравоохранения приравнивает все соки к десертам, с которыми надо быть очень осторожными. А ученые из США сделали еще одно пугающее открытие: на протяжение шести лет они изучали рацион 40 тысяч человек в возрасте от 45 лет и установили страшную связь — регулярное употребление сока укорачивает жизнь.
Жан Уэлш, доцент медицинского факультета Университета Эмори (США):
«Риск возрастает, если употреблять примерно 350 мл сока ежедневно. Так, на 14 процентов возрастает риск смерти и на 40 процентов возрастает риск заболеваний сердца. Фруктоза из сока может перерабатываться только печенью, и тут возникают риски, связанные с нарушениями обменных процессов в печени. У Американской ассоциации по изучению рака есть убедительные доказательства, что сок может стать причиной некоторых видов рака».
В общем, соки — это идеальный способ продать в несколько раз больше ягод, овощей и фруктов, попутно лишив их пользы. С ними нужно быть аккуратным, чтобы не повредить зубы и сосуды и не довести себя до ожирения. Но отказываться от соков совсем не обязательно. Просто надо помнить, что есть очень вредные соки, менее вредные (вроде томатного, в котором просто очень много соли), а есть даже в чем-то полезные.
Ксения Селезнёва, врач-диетолог:
«Зеленый овощной сок самый полезный. Можно взять сельдерей, огурец, например, листовые овощи, брокколи и, предположим, если совсем не нравится такой овощной вкус, можно добавить немного зеленого яблока или киви».
И все это лучше отправить не в соковыжималку, а в блендер. То есть сделать не сок, а пюре, которое для повышения продаж называют «смузи».
Источник: ntv.ru