Выхлопные газы несут с собой микроскопические частички свинца и кадмия из двигателей. Они оседают на дорогах и проникают в почву. Оттуда их могут накапливать растения и попадать в плоды. Так ли это проверили эксперты.
Одним из следствий постоянно возрастающего автопарка города Москвы является загрязнение городской среды нефтепродуктами и одним из продуктов сгорания топлива — бенз(а)пиреном, который является канцерогеном и его воздействие на организм человека приводит к опасным для нашего здоровья мутациям. Кроме того, поступление органических загрязнителей в почву может происходить при транспортировке, переработке, потреблении нефти и нефтепродуктов на территории города. Производство энергии, химическая и нефтехимическая промышленность, автотранспорт и предприятия по производству строительных материалов также являются основными потенциальными источниками загрязнения нефтепродуктами городских почв.
«Городские почвы не контролируются так же, как сельскохозяйственные, поэтому данных о пищевой ценности и безопасности городских плодов мы не собираем», — объяснили в службе Мосприроды.
Впрочем, такие исследования все же есть.
Шесть лет назад подобными вопросами озаботились специалисты из Колледжа Уэллесли в штате Массачусетс (США).
По заказу Лиги домашнего консервирования (да, есть и такая организация) ученые проанализировали 166 образцов яблок, груш, персиков, вишни, а также других фруктов и трав, собранных в черте Бостона. Их сравнили с образцами фруктов, купленных в супермаркете. Исследователей интересовало содержание в тканях плодов мышьяка и свинца, а также питательных микроэлементов.
Выяснилось, что содержание свинца в образцах колеблется на уровне 0,5–1,2 мкг/г, что при нормальном потреблении не должно оказывать никакого вредного воздействия на организм. Следов мышьяка и вовсе не нашли. При этом фрукты, выращенные в городских садах, оказались богаче по содержанию целого ряда ценных микроэлементов, таких как кальций и железо.
Ученые предположили, что такие результаты могут быть связаны с двумя факторами. Во-первых, в промышленных хозяйствах почва часто эксплуатируется сверх меры, из-за чего питательных веществ год от года становится меньше. В городе такого не происходит. К тому же в частных хозяйствах деревья оказываются старше, их корневая система проникает глубже и способна захватывать вещества из разных горизонтов почв.
Впрочем, в Бостоне сравнительно хорошая экологическая обстановка, а по населению город можно сравнить с российским Кировом. Мегаполисы-миллионники — совсем другое дело. Или нет?
ТАСС попробовал провести тот же эксперимент, что и специалисты Уэллесли. Только в более скромных масштабах.
Для анализа было взято три образца. Один — с дерева, растущего в зеленой зоне неподалеку от дороги на северо-западе Москвы. Другой — из парка «Коломенское», где посетители часто собирают яблоки кустарным способом (администрация парка заверила нас, что не препятствует этому). Третий образец был контрольным — сезонные яблоки сорта «белый налив», купленные в одном из столичных супермаркетов. С ними мы обратились в Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. Именно там делают экспертизу продуктов для допуска на рынок.
«Самыми важными в гигиеническом контроле пищевых продуктов являются восемь микроэлементов — ртуть, кадмий, свинец, мышьяк, цинк, медь, олово и железо, — объяснили в центре. — В России подлежат контролю еще семь элементов: сурьма, никель, селен, хром, алюминий, фтор, йод, а при наличии показаний и другие. Особой токсичностью отличаются ртуть, кадмий, свинец и мышьяк. Эти элементы обладают сильно выраженными токсикологическими свойствами даже при самых низких концентрациях, и гигиенические требования к допустимому уровню содержания этих токсичных элементов предъявляются ко всем видам продовольственного сырья и пищевых продуктов».
Чтобы проверить наши яблоки на содержание ртути, кадмия, свинца и мышьяка, их сначала растворяют в кислоте, чтобы избавиться от органики. Для этого пробы помещают в специальную микроволновую печь и сильно нагревают: при высокой температуре реакции идут быстрее. Затем очищенные пробы (на вид они похожи на прозрачную, чуть подкрашенную воду) пропускают через спектрометр. Присутствие атомов разных металлов можно определить по их цветовому «отпечатку»: они поглощают излучение только с определенной длиной волны. Это значит, что у луча света, который пропустили через образец, будет отсутствовать часть спектра, поглощенная именно этими металлами. Белый свет пропускают через образец, а потом — через спектральное устройство (например, призму), которое разлагает его в спектр. На компьютере отображается линия поглощения, которая соответствует кадмию или свинцу.
И все-таки — лучше поостеречься
Наши образцы оказались в порядке — по всем четырем показателям они соответствуют ГОСТу. Впрочем, это еще не значит, что между магазинными и парковыми плодами нет разницы.
«Если лабораторный анализ не показал превышений — это говорит о том, что в городе более-менее приличная экологическая обстановка, — объясняет Антон Дубенюк, главный садовник ботанического сада МГУ „Аптекарский огород“. — Но нужно понимать, что плодовые деревья в городе накапливают все загрязнения, которые здесь присутствуют. И не только тяжелые металлы».
«Для ведения сельского хозяйства нужны соответствующие стандарты, — говорит заведующая отделом гигиены питания Центра гигиены и эпидемиологии Ольга Захарова. — Городская почва не контролируется и не защищается от вредных воздействий, здесь совершенно другие условия. Например, зимой у нас дороги посыпаются химикатами от гололеда — они тоже в почву проникают».
Один из самых коварных и трудноуловимых врагов — диоксин, который часто образуется при сжигании отходов. Обнаружить его гораздо труднее и дороже, чем металлы, но он тоже может накапливаться в организме годами и вызывать мутации.
Угроза исходит и от продуктов сгорания топлива, особенно бензапирена. Его воздействие на организм тоже приводит к опасным для здоровья мутациям. Поступление органических загрязнителей в почву может происходить при транспортировке, переработке, потреблении нефти и нефтепродуктов на территории города. На загрязнение почвы «работают» не только автомобили, но и энергетическая и химическая промышленность, и предприятия по производству строительных материалов.
По словам Антона Дубенюка, от одного яблока серьезного вреда может и не быть. Опасность подстерегает тех, кто употребляет такие плоды постоянно — из года в год, по привычке.
«Но если уж вы, гуляя, решили сорвать и съесть яблоко — помните, что его надо тщательно протереть, а лучше вымыть и срезать кожуру, — советует специалист. — Потому что часть веществ оседает на поверхности плода».
Фруктовые деревья в городах — это обычно сугубо декоративные сорта, напоминает Антон Дубенюк.
«Их селекция велась не на урожайность и вкусовые качества, а на внешний вид. Обычно это более мелкие плоды с яркой окраской, которые долго остаются на дереве и не опадают, дерево с ними выглядит очень нарядно. Декоративные яблони часто используются как весенние цветущие деревья, с красивыми розовыми и пурпурными цветами».
Так что лучше ходить в парки с фотоаппаратами и мольбертами, а с сумками — все же на рынки.
Источник: tass.ru