Когнитивная безопасность – одно из направлений безопасности пищевой продукции, появившихся в последние несколько лет. В этой статье мы обозначим её термины и определим проблемы.
«В действительности всё выглядит иначе, чем на самом деле!»
– Дрек’Тар, персонаж Warcraft III
Цепь поставок пищевой продукции – это сложная «система из систем», в которой правительства стран, частный сектор и отдельные люди взаимодействуют с технологиями, требованиями и процедурами на каждом этапе производства.
Термин «безопасность пищевой продукции» у большинства из нас ассоциируется с мониторингом патогенов, паразитов, вредителей и опасных веществ, которые не должны попадать в продукт. Такой мониторинг зависит от своевременного принятия рациональных решений на основе фактов. Для принятия этих решений компании полагаются на всё более продвинутые технологии (например, обучающийся ИИ), но их враги тоже придумали новые способы разрушать цепи поставок и манипулировать ключевыми системами.
Когнитивная безопасность была определена Информационной Профессиональной Ассоциацией (IPA) в США в 2024 году. К этому направлению относятся:
- Эксплуатация устоявшихся общественных мнений
- Влияние общества на само себя
- Формальности и количественные измерения
Другими словами, когнитивная безопасность – это защита процессов принятия решений, чтобы они были основаны на логичном мышлении, а не на эмоциях, включающая идентификацию и устранение ненадёжных источников информации и неверных умозаключений.
Прочитав о «ненадёжных источниках информации», многие наверняка подумали о политической ситуации в наши дни, но такая борьба в пищевом секторе не менее важна, чем во внутренней и внешней политике. Итак, когнитивная безопасность должна защищать тех, кто принимает решения на всех уровнях цепи поставок, от тех, кто может оказать на них нежелательное влияние – проще говоря, врагов – с целью предотвращения ошибок.
Что угрожает когнитивной безопасности?
Пищевым компаниям, особенно крупным, хорошо известна необходимость поддерживать репутацию бренда. На эту репутацию влияют не только реальные события (отравления, фальсификация, ложная маркировка, срывы поставок), но и вымышленные, а именно ходящие по Интернету слухи о нарушениях и инцидентах. Это одна из причин, по которым нужен мониторинг социальных сетей. Команда экспертов должна быстро реагировать на сообщения, которые могут навредить репутации бренда, в том числе ложные обвинения.
Когнитивные атаки известны с древних времён: любую битву можно выиграть, заставив врага думать так, как вы хотите. Что касается когнитивных атак в пищевом секторе, они впервые упоминаются… в библейской истории о змее, обманувшем Еву. Реальна эта история или нет, но она представляет собой типичный пример ложной рекламы продукта.
В наши дни когнитивный сектор цепи поставок пищевой продукции сосредоточен на маркетинге, проблемах брендов и новостях, связанных с отзывом продуктов. Не все понимают угрозы, создаваемые атаками на человеческие умы с целью сформировать неправильные мнения и толкования.
Один из видов таких атак – когнитивные манипуляции, направленные не на одну компанию или страну, а на целые отрасли пищевого производства. Мифы и дезинформация в социальных сетях создают мнение, что некий продукт заведомо вреден для здоровья и/или окружающей среды. Продукт может быть безопасным и даже полезным, но людей убеждают отказаться от него (и, возможно, тут же начинают рекламировать заменитель).
Если вы сейчас подумали о вегетарианской моде в западных странах, то попали в точку. Но отдельные люди, решившие перейти с мяса и молока на их заменители – это ещё полбеды. Возникают радикальные группировки вроде Animal Rebellion, которые «борются за здоровую планету», а по факту являются пищевыми экстремистами. Хуже всего, когда веганской пропаганде поддаются органы власти – например, Минсельхоз Ирландии – которые становятся врагами пищевого сектора в собственной стране.
Возможный сценарий
Американский эксперт по когнитивной безопасности Роберт Нортон описал теоретический сценарий, по которому может проходить когнитивная атака. Возможно, он не хотел говорить о реальных примерах, чтобы не заниматься антирекламой конкретных компаний.
Его сценарий начинается с того, что враг компании публикует историю о человеке, который якобы отравился и умер, съев консервированный продукт компании N. Эту историю цитируют социальные сети. Падает популярность бренда, спрос на продукты, доходы компании. Возможно, компании приходится добровольно отзывать партию продукта, который на самом деле был в полном порядке.
Но тут враги наносят второй удар, выложив историю о смерти после отравления другим продуктом той же компании. Слухи становятся всё более масштабными. Одни эксперты компании начинают думать, что нарушен процесс консервирования. Другие предполагают, что продукт не нагревается до нужной температуры, из-за чего патоген и выжил в опасном количестве. Компания начинает отзывать всё больше партий продуктов.
Идёт расследование, и закрываются производственные линии. Общественность начинает паниковать. На этом этапе могут вмешаться правительственные органы, но в населении любой страны есть люди, которые им не доверяют.
Слухи из социальных сетей переходят в чаты и звонки закрытых групп в Telegram и других мессенджерах, где их могут распространять не только люди, но и обученные боты, выдающие себя за людей. Начинает формироваться теория заговора, по которой правительство и крупные компании намеренно оставляют население без необходимой еды.
Каковы последствия когнитивной атаки? Подорвано доверие не только к компании, но и к нормативным органам (а может, и к властям всей страны). Поставки продукта упали, он оказался в дефиците, и на него подскочили цены. Народ активно закупает холодильники и морозилки и запасается долгосрочной едой на годы вперёд, как было в годы пандемии.
И всё это время никакой реальной проблемы НЕ БЫЛО! Миллионы тонн качественного продукта либо остались на складах, либо были уничтожены.
Основные термины
Когнитивная безопасность – обеспечение принятия рациональных решений и предотвращения ошибок с целью обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов, защиты брендов, репутации производителей и сохранения целостности цепи поставок. Она включает технологии, процессы и меры безопасности, которые защищают ответственных лиц и сам процесс принятия решений от враждебного влияния.
Когнитивный риск – угроза, уязвимость или последствие, влияющие на процесс принятия решений и подрывающие доверие населения и созданные намеренным враждебным действием, которое ухудшило процесс принятия решений.
Когнитивная кампания – серия взаимосвязанных когнитивных атак на процессы принятия решений в компании, стране или отрасли пищевого сектора.
Враг – человек, группа, криминальная организация или враждебное государство, которые пытаются нанести прямой или косвенный ущерб цепи поставок пищевой продукции или конкретной компании.
Когнитивная манипуляция – намеренное враждебное действие с целью повлиять на процесс принятия решений в компании и/или мнение потребителей.
Заключение
Борьба с распространением ложных новостей, из-за которых у населения формируются неправильные точки зрения – одна из самых актуальных тем наших дней, в том числе и в пищевом секторе. Эта борьба, как и борьба с другими угрозами, начинается с идентификации рисков, в том числе угроз, уязвимостей и последствий. Производители, учёные и нормативные органы должны коллективно рассматривать этот новый, но критически важный элемент системы менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП).
На этом история не заканчивается. Во второй части этой статьи мы подробнее рассмотрим, как защитить процесс принятия решений от когнитивных атак.
Источник: crispy.news