В Каспийском море возобновилась добыча кильки, но составить конкуренцию знаменитым балтийским шпротам она пока не может. Использование каспийской рыбы в качестве сырья для популярных «шпрот в масле» ГОСТом пока не предусмотрено.
Еще в 2019 году компания «Балтийский берег», один из крупнейших производителей готовой рыбной продукции в России, планировала перенести в Дагестан мощности своего крымского завода для переработки каспийской кильки.
Сейчас компания использует выловленную в Каспийском море рыбу для производства кильки холодного копчения, но производство шпрот не запущено, уточнил представитель «Балтийского берега».
Дело в том, что консервы как вид продукции должны иметь регистрационный ассортиментный знак, присвоенный отраслевым Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Но для кильки, выловленной в Каспийском море, необходимый ассортиментный знак на консервы «Шпроты в масле из обыкновенной и анчоусовидной кильки», отсутствует и, иными словами, производство шпрот из нее не допускается, поясняет представитель «Балтийского берега».
Что известно про каспийскую кильку
По своим вкусовым качествам каспийская килька превосходит балтийскую, и в ближайшие годы бренд «дагестанской кильки» может занять «весомое место» на рынке, полагает президент ВАРПЭ Герман Зверев.
Килька, как свидетельствуют результаты проведенного в 2019 году ВЦИОМом исследования, входит в десятку наиболее популярных видов рыб: 29% россиян, которые едят рыбу, признались, что едят кильку и балтийские шпроты хотя бы иногда, 15% — что употребляют их чаще всего.
Куда пропали балтийские шпроты
В 2014 году Латвия, по данным ВАРПЭ, почти половину всех произведенных шпрот — 30,2 тыс. т — отправляла в Россию. Но в 2015 году Россельхознадзор запретил ввоз прибалтийских шпрот из Эстонии и Латвии из-за «системных нарушений» на предприятиях.
В 2017 году Россельхознадзор снял запрет на поставку в Россию продукции двух предприятий Латвии и Эстонии, но это существенно не повлияло на ситуацию: к этому моменту место на рынке заняли российские производители. Вместе с тем, как отмечают в ВАРПЭ, некоторые переработчики рыбы выступали за снятие запрета на импорт сырья, так как столкнулись с его нехваткой: в 2012 году в Россию поставлялось 28 тыс. т свежей и мороженой балтийской кильки, в 2019 году — всего 38 т.
Что мешает запустить производство консервов на Каспии
Из каспийской кильки было бы логично производить шпроты в масле, однако выпускать такие консервы согласно ГОСТу «Консервы из копченой рыбы. Шпроты в масле. Технические условия» можно только из балтийской, североморской, черноморской кильки (или шпрота) и салаки (балтийской сельди). Использование каспийской кильки в качестве сырья для «шпрот в масле» ГОСТом не предусмотрено, так же как нет и необходимого ассортиментного знака на консервы, констатирует Елена Харенко, председатель технического комитета по стандартизации «Рыбные продукты пищевые, кормовые, технические и упаковка».
Сейчас Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии совместно со своим каспийским филиалом работает над тем, чтобы включить в ГОСТ нормы, позволяющие производить шпроты в масле и из каспийской кильки, уверяет Харенко.
В компании «Балтийский берег» ожидают, что изменения в ГОСТ вступят в силу ориентировочно в июне-июле 2021 года.
Источник: rbc.ru