1 - 1Share
Bayer AG купили Monsanto Co. за рекордные $ 63 000 000 000, но, увы, приобретение попало в топ худших корпоративных сделок за последнее время – и угрожает будущего 156-летней компании.
Об этом пишет портал Dow Jones Newswires.
Спустя десять дней после того, как Вернер Бауманн стал главным исполнительным директором Bayer в мае 2016 года, он сделал ставку на Monsanto, которая должна была превратить немецкого фармацевтического гиганта в крупнейший в мире бизнес в области науки о растениеводстве.
Но уже в течение нескольких недель после закрытия сделки в июне 2018 года компания Bayer проиграла судебный процесс, в котором истец утверждал, что гербицид Monsanto «Раундап» стал причиной онкологии. Затем последовали еще два поражения, и Байер получил претензцию в размере более 190 миллионов долларов. И появляются новые дела: количество аналогичных исков составило 18 400.
Bayer продолжает настаивать, что «Раундап» безопасен. Но акции компании упали примерно на 30% с тех пор, как сделка была закрыта, что относит приобретение в категорию одной из худших корпоративных сделок по потерянной стоимости акций на сегодняшний день наряду с объединением AOL с Time Warner и приобретением Bank of America Countrywide.
Когда же все пошло не так?
Идея
Г-н Бауманн, который был руководителем стратегии Bayer до того, как стал генеральным директором, долгое время рассматривал Monsanto, говорят люди, знакомые с ситуацией. Вернер Бауманн, видимо, рассчитывал, что американская компания превратит небольшой бизнес агрохимикатов Bayer в лидера рынка, объединив свои пестициды с семенами Monsanto и высокотехнологичными культурами.
Это также позволило бы Bayer сэкономить 1,2 миллиарда долларов в год, помочь быстрее разрабатывать новые продукты и получать прибыль в АПК. Быстро растущее население мира обеспечит рост продаж, поскольку сельхозугодья на душу населения сокращаются, а фермеры стремятся повысить производительность.
Имея патенты на два самых продаваемых препарата Bayer – разжижитель крови Xarelto и средство для лечения глаз Eylea (патент должен закончиться, начиная с 2023 года), сделка с Monsanto стала бы страховкой от возможного падения доходов от фармацевтической промышленности.
В 2015 году погоня за Monsanto швейцарского конкурента Syngenta AG угрожала оставить Bayer в стороне. А когда сделка с Syngenta провалилась и акции Monsanto упали, Бауманн сделал свой ход.
Сделка
Г-н Бауманн был генеральным директором менее двух недель, когда он удивил руководителей Monsanto своим предложением во время посещения штаб-квартиры американской компании в Сент-Луисе. На тот момент у Бауманна была поддержка председателя Bayer Вернера Веннинга, по словам людей, знакомых с этим вопросом.
После четырех месяцев переговоров и некоторого скептицизма со стороны инвесторов, Бауманн получил согласие на приобретение Monsanto.
Теперь перед Бауманном стояла непростая задача, как выгодно преподнести покупку Monsanto акционерам.
Многие инвесторы настаивали на «подушке безопасности» для направления фармацевтики. Одной из проблем, также в фармацевтическом подразделении Bayer, была сумма долга, привлеченного для финансирования сделки Monsanto. Некоторые боялись, что это может ограничить инвестиции в фармацевтическую сторону. Компания заявила, что сделка с Monsanto не будет сдерживать инвестиции в другие подразделения.
План Бауманна закрыть сделку к концу 2017 года был отложен из-за проверки со стороны европейских и американских антимонопольных органов, а в июне 2018 года немецкая корпорация стала официальным владельцем Monsanto.
К тому времени эта сделка стала крупнейшим поглощением немецкой компании в послевоенной истории страны – все было оплачено наличными, хотя компания не сразу приступила к ведению бизнеса: Министерство юстиции потребовало, чтобы компании-участники сначала продали некоторые активы.
Тем временем адвокаты Monsanto готовились к первому судебному разбирательству по поводу глифосата. И суд 10 августа 2018 года был проигран с постановлением Monsanto выплатить компенсацию 289,2 млн долларов. Впоследствии сумма была уменьшена в 78,5 млн долларов, но прецедент привел в замешательство рынки и встревожил директоров Bayer, по словам людей, близких к высшим руководителям. Резкий рост числа новых истцов еще больше омрачил перспективы.
Последствия
Как уже говорилось выше, Bayer защищал сделку, провозглашая безопасность «Раундапа». В конце прошлого года компания объявила о реструктуризации в попытке увеличить прибыль, продав различные активы и сократив 10% своей рабочей силы. Люди, знакомые с компанией, говорят, что эти шаги были направлены на повышение доверия инвесторов. Г-н Бауманн прокомментировал, что реструктуризация не зависела от правовых проблем с «Roundup». Цена акций продолжала падать.
На общем собрании компании в апреле акционеры в первом историческом голосовании о недоверии президенту компании, выступили с неодобрением действий Бауманна, но правление его поддержало.
Позже компания под давлением инвесторов наняла дополнительного юрисконсульта для усиления надзора в юридических вопросах.
С учетом трех приговоров, вынесенных в отношении Bayer, оценки аналитиков об общей сумме присужденных компенсаций варьируются от 5 до 25 млрд евро (5,5 млрд долларов и 27,7 млрд долларов США).
В некоторых юрисдикциях уже запрещено действующее вещество «Раундапа» глифосат, а многие законодательные органы в разных странах обсуждают введение полного запрета.
Аналитики и инвесторы снова подняли вопрос об истинной ценности унаследованного бизнеса Monsanto. Некоторые предполагают, что для компании было бы целесообразно распасться.
Однако, Вернер Бауманн спрогнозировал устойчивый рост продаж и прибыли к 2022 году с помощью Monsanto. Но опять же результаты третьего квартала, опубликованные в июле, продемонстрировали неожиданную слабость в научно-производственном секторе, включая Monsanto, из-за экстремальных погодных условий.
В связи с тем, что Bayer удалось значительно сократить суммы еще двух приговоров, а инвесторы возлагают надежды на быстрое урегулирование, акции компании поднялись с июньского семилетнего минимума. Но даже при таком раскладе они меньше на 50% от своего максимума апреля 2015 года, когда Bayer был ценной немецкой компанией.
Источник: agroxxi.ru