ЕАЭС, ЕЭК, продбезопасность, сахар, цены

Оценено состояние продовольственной безопасности стран ЕАЭС

Экономика
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Министр по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Артак Камалян рассказал об уровне продовольственной безопасности в странах ЕАЭС.

Об этом он рассказал в интервью «Известиям».

— Насколько остро сегодня стоит вопрос продовольственной безопасности в странах ЕАЭС? Какие товары и в каком объеме идут в Россию через партнеров по союзу?

— Под продовольственной безопасностью мы понимаем физическую доступность товаров, то есть продовольственное обеспечение. С этой точки зрения ситуация в наших странах в целом благоприятная. По таким ключевым видам продовольствия, как зерно, мясо-молочная продукция, картофель, яйца, практически все страны «пятерки» обеспечивают население на высоком уровне за счет собственного производства.

Если рассматривать в разрезе стран, то наиболее высокие показатели самообеспеченности достигнуты в Белоруссии (94%) и России (90%). Далее следуют Казахстан (83%) и Киргизия (81%). В Армении уровень самообеспеченности составляет 73%. Такие различия обусловлены социально-экономическими условиями, специализацией, технико-технологическим уровнем развития АПК государств ЕАЭС.

Но в условиях форс-мажора, как сейчас, налаженное взаимодействие между странами порой нарушается — они в первую очередь стараются обеспечить себя, ограничивая другим доступ к той или иной продукции. Поэтому ЕЭК стремится принять концепцию коллективной продовольственной безопасности. Первый шаг уже сделан — ключевые подходы к сотрудничеству стран по вопросам обеспечения продовольственной безопасности закреплены в утвержденных премьерами стран ЕАЭС общих принципах и подходах к обеспечению продовольственной безопасности. И теперь нужно сделать второй шаг и принять итоговый документ.

Основной поставщик сельхозпродукции и продовольствия в Россию сегодня — это Белоруссия. В 2021 году ее доля во внутренних поставках составила 81%. Это главным образом мясо-молочная продукция. Армения обеспечивала в прошлом году около 9% закупаемого Россией продовольствия в рамках союза. В основном это фрукты-овощи, а также алкогольные и безалкогольные напитки. Более 8% от объема поставок всех государств-членов в 2021 году обеспечил Казахстан, поставив российскому потребителю молочную продукцию, зерно и продукты из него. Киргизия с долей чуть более 2% также экспортирует в Россию фрукты и овощи.

— Стоит ли ожидать дефицита по какой-то номенклатуре продукции?

— В этом году можно ожидать небольшой дефицит по сахару, примерно в 200 тыс. т. Но, согласно последним данным о ходе весенне-полевых работ, уже практически больше 90% сахарной свеклы посеяно. Кроме того, природно-климатические условия сейчас достаточно благоприятные, чтобы засеяться в необходимом объеме.

И пока сохранится низкий уровень самообеспеченности по фруктам и ягодам.

— По каким фруктам и ягодам ожидается особый дефицит?

— В большей степени это касается экзотических фруктов — цитрусовых, киви, бананов. В целом же союз обеспечивает потребности рынка примерно наполовину. Остальное мы импортируем из третьих стран. Одновременно страны союза планируют наращивать производство плодов и ягод и, соответственно, уровень самообеспеченности. Большая часть фруктов и ягод к нам поставляется из Азии, Африки, Южной Америки, поэтому я не думаю, что в этом вопросе может возникнуть какая-то проблема.

— Цены на них будут расти или удастся контролировать вопрос на уровне ЕАЭС?

— Инфляционные процессы, естественно, коснутся всего, в том числе и этого вида продукции. В этом вопросе многое зависит и от обменных курсов национальных, европейских, азиатских валют, а также затрат на логистику.

— Есть ли сейчас проблемы при поставках продовольствия в пунктах пропуска через границы?

— Логистическая проблема актуальна сегодня для всех стран. И сейчас она особенно остро проявляется на международном автомобильном пункте пропуска (МАПП) Верхний Ларс на границе России и Грузии. Через этот пропускной пункт идет множество товарных потоков: армянских, грузинских, азербайджанских, турецких, европейских. На границе в многокилометровых очередях стоят сотни груженных различными товарами фур, это приводит к коллапсу. Продукты попросту портятся, не доезжая до стран ЕАЭС. Сейчас начинается сельскохозяйственный сезон и сбор урожая фруктов, ягод, овощей, поэтому эта ситуация приведет к большим затруднениям для сельхозтоваропроизводителей. Проблема требует скорейшего решения. Очевидно, что в первую очередь нужно оптимизировать работу на пропускных пунктах, расширить их, поскольку объективно грузопотоки в Верхнем Ларсе очень плотные. И альтернативы этому сухопутному переходу в этом регионе на данный момент просто нет. Насколько мне известно, сейчас страны занимаются решением этой очень сложной проблемы.

Источник: iz.ru

Метки