Космический рацион, Sirius, еда для космонавтов

Ученые доведут до совершенства космический рацион

Общество
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Исследование в рамках научно-космического наземного проекта Sirius стартует 14 ноября и будет имитировать полет к дальним планетам. Совместно с Институтом медико-биологических проблем РАН в исследовании участвуют специалисты ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии». В поле их зрения вопросы, связанные с разработкой оптимального рациона для космонавтов.

В нынешнем эксперименте участвуют ученые из России, Канады, Белоруссии, Южной Кореи, Чехии, Турции и Индии. Претендентов отбирали долго и придирчиво — на это потребовался практически год.

Нынешний эксперимент, как и предыдущие, будет проходить в Институте медико-биологических проблем на Хорошевском шоссе, где для подобных изысканий построен уникальный наземный экспериментальный комплекс. По расположению отсеков и всех необходимых предметов он с точностью повторяет условия на межпланетном космическом корабле. Экипаж задействуют в исследованиях, в ходе которых оценят физические и психоэмоциональные возможности организма.

На протяжении 365 суток участники эксперимента будут находиться в жесткой изоляции. Зато «космонавты» в специальной оранжерее смогут возделывать растения, как это предполагается делать и во время реального полета. Кстати, ученые всего мира ищут универсальные виды растений, которые пригодятся для этих целей. Во-первых, такой вид досуга скрашивает будни космонавтов, во-вторых, свежую зелень полезно употреблять в пищу во время полета.

С точки зрения ученых, вопрос питания в космосе — один из самых важных. Поэтому оптимальный рацион, приемлемый в столь экстремальных условиях, разрабатывается под научно-методическим руководством главного диетолога Минздрава России академика РАН Виктора Тутельяна.

— Когда космонавты отправляются в длительные полеты, возникает вопрос, как правильно рассчитать потребности организма в необходимых макро- и микронутриентах, какие продукты отправить на орбиту, что делать, если во время «полета» изменятся вкусовые предпочтения, — подчеркивает диетолог, заведующий консультативно-диагностическим центром «Здоровое и спортивное питание» ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Екатерина Бурляева.

Эксперимент призван ответить на эти вопросы. Конечно же, специалисты учтут опыт реальных космических полетов, а также результаты предыдущих этапов Sirius. Кстати, первый длился 17 дней, второй — четыре месяца, а третий — восемь месяцев.

Меню участников четвертого этапа разработано таким образом, чтобы основные блюда не повторялись на протяжении двух недель в отличие от пребывания на МКС, где этот период составляет 16 дней.

— Мы стараемся практически полностью повторить то меню, которое используется на МКС. Наша задача при этом изучать, как организм реагирует на разные виды пищи. В первую очередь важно, чтобы меню не приедалось, — комментирует Екатерина Бурляева.

Пища должна радовать покорителей галактики, поскольку космонавты долго находятся в условиях замкнутого пространства, бок о бок с одними людьми, в окружении одних и тех же предметов. Если меню при этом будет часто повторяться, то сложно получить удовольствие от пищи, подчеркивает эксперт. Еда должна не только заполнять желудочно-кишечный тракт, но и оказывать на человека благотворное психоэмоциональное воздействие. Участники эксперимента помогут специалистам понять, нужно ли, например, подсолить конкретные виды еды или же сделать вкус блюд более насыщенным за счет специй и новой формы подачи. Все эти моменты и будут изучаться в ходе годичного эксперимента.

— Кроме того, когда люди долго находятся в замкнутом пространстве, то они обмениваются своей микрофлорой. Она индивидуальна у каждого, но после длительного пребывания в замкнутом пространстве микробиологическая картина у всех становится похожей. Причем не всегда одна микрофлора оказывает положительный эффект на другую, — продолжает Бурляева.

Нехарактерная для одного человека микрофлора способна выместить привычную для другого просто потому, что по тем или иным параметрам она оказалась более сильной и живучей. Тогда не исключены жалобы на проблемы с желудочно-кишечным трактом и другие неприятные последствия, отмечает эксперт. Поэтому ученые будут внимательно исследовать так называемый микробиологический пейзаж.

— Мы планируем ввести в рацион участников препарат, содержащий арабиногалактан, — пищевые волокна, которые уже доказали свою эффективность в нормализации кишечной микрофлоры. Это вещество способствует росту и разнообразию микрофлоры, а также увеличению в количественном плане уже имеющихся штаммов, — продолжает диетолог.

Арабиногалактан, изготовленный из коры лиственницы, станут добавлять в пищу участников. Этот безвкусный порошок не будет портить аппетит. Эффект от приема препарата — нормализация стула, легкость в животе, отсутствие проблем с газообразованием, что также немаловажно в замкнутом пространстве.

— Блюда участников эксперимента привычные для большинства людей. Мы учитываем личные пожелания участников, поэтому возможны допоставки питания — всё как на МКС. Если у кого-то из членов экипажа возникнет потребность в конкретном виде пищи, то, как и на обычной космической станции, на Землю отправляется заявка с просьбой прислать этот продукт, — рассказывает эксперт.

Без таких допоставок еды, равно как и личных вещей, на орбите обойтись невозможно, поскольку пространство на станции ограничено.

Что же едят космонавты во время реального полета? Об этом рассказал Андрей Ведерников, начальник отдела космического питания НИИ ПП и СПТ — филиала ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», заместитель директора по инновационной работе ФГАНУ «НИИ хлебопекарной промышленности». Рацион покорителей Вселенной сбалансирован по основным незаменимым нутриентам и биологически активным веществам в соответствии с теорией рационального питания. Космическая еда разработана с учетом того, чтобы ее было просто использовать в условиях невесомости и удобно хранить в космическом аппарате. Порции консервированных продуктов расфасованы в банки емкостью по 100 г и по 250 г, а сублимированные — в спецпакеты: например, первые обеденные блюда по 30 г, вторые, а также гарниры, каши и творог — по 50 г.

— Важно, чтобы пища долго не надоедала, да и затраты времени на приготовление таких блюд должны быть минимальны. Специалисты строго следят за тем, чтобы продукты хорошо переваривались и усваивались, сохраняли свои исходные качества и были микробиологически безопасны, тем более в условиях хранения при нерегулируемом температурно-влажностном режиме, — отмечает Андрей Ведерников.

На орбиту не должны попадать припасы, которые крошатся. В условиях невесомости крошки, «плавающие» в воздухе, представляют опасность как для человека, так для приборов и оборудования, подчеркивает эксперт.

При изготовлении соков и супов необходимые ингредиенты (мясо, фрукты, овощи) сначала обрабатываются при помощи шоковой заморозки при температуре минус 35 градусов. Потом в специальной сублимационной машине из сырья убирается влага. При этом вода, минуя жидкое состояние, переходит в газообразное. По словам Андрея Ведерникова, плюс этого метода в том, что в продуктах буквально не рвутся клетки, благодаря чему на выходе остается до 95% всех входивших в состав витаминов, макро- и микроэлементов.

Высушенные блюда упаковываются в специальные пакеты. В эти емкости потом с помощью специального прибора наливается вода: в супы и вторые блюда горячая, а в соки и творог холодная. Через 15–20 минут продукты готовы к употреблению. Космонавты пьют супы или соки через специальный патрубок — прикрепленную к емкости соломинку. А вторые блюда, салаты и творог едят вилкой или ложкой, надрезав пакет. Вопреки представлениям тех, кто имеет отдаленное представление о состоянии невесомости, еда не разлетается по отсекам, а остается в емкости. Улететь она может, только если придать ей ускорение — потрясти или подбросить.

Питание космонавтов на борту Международной космической станции рассчитано на четыре приема пищи — завтрак, обед, ужин и свободный прием. Для трех основных составлено стандартное меню, а в свободный прием космонавты питаются продуктами из дополнительного набора, которые заказывают по своему желанию.

— По рекомендации медиков, космонавту в день необходимо 3 тыс. ккал. Из них 2 тыс. ккал он получает из основной части рациона (в среднем завтрак 560 ккал, обед 770, ужин 670), а 1 тыс. добирает из дополнительных наборов продуктов, — разъясняет Ведерников.

Завтрак космонавта, в частности, состоит из омлета с брокколи, творога с орехами сублимационной сушки и медовой коврижки. На обед покорители космоса могут полакомиться радужной консервированной форелью, супом из зеленой чечевицы с мясом сублимационной сушки, консервированным мясом с вермишелью, хлебом и сублимированным яблочно-абрикосовым соком с мякотью. В качестве примера вечернего меню эксперт называет ассорти деликатесное консервированное, пюре картофельное с грибами сублимационной сушки, фруктовую палочку из персиков.

Из напитков космонавтам предлагаются на выбор кофе без сахара, чай с сахаром или без него, несладкий чай с ароматом лимона, а также сладкий зеленый чай. Выбирать что-то из этого набора космонавты могут в произвольном порядке.

— Космонавтам очень нравятся рыбные консервы. Из мясных они предпочитают чахохбили, телятину с овощами, говядину под майонезом в маленьких банках, а также баранину с овощами и мясо-овощную токану в больших емкостях. Очень высоко оценивают консервированные десерты из персиков и яблок, дробленую бруснику. Среди сублимированных продуктов часто заказывают в дополнительные наборы грибы по-старорусски, пюре картофельное с луком, творог с орехами, творог с черносмородиновым пюре, — рассказывает Андрей Ведерников.

По словам эксперта, космонавтам нравятся кисели и соки, а также натуральный кофе с молоком и сахаром. Из продуктов промышленного производства большой популярностью пользуются мичуринские овощные и фруктовые консервы в дой-паках — так называется особый вид гибкой герметичной упаковки. Это удобно для покорителей Вселенной.

Источник: iz.ru

Метки