Уникальные, вполне живые бактерии 1940-го года, еще не имеющие резистентности к антибиотикам, удалось выделить ученым из молока с Валаамской монастырской фермы.
Различные артефакты, в том числе хорошо укупоренные бутылки с молоком, с затонувшего 84 года назад судна Walamon luostari («Валаамский монастырь»), были подняты дайверами клуба «Диво» из Орла в Никоновской бухте Валаама. Анализ содержимого одной из бутылок выполнен в лаборатории медицинской бактериологии Санкт-Петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера Роспотребнадзора РФ.
Чтобы довести бутылку с Валаама до Петербурга в первозданном виде, чтобы не попала внутрь современная микрофлора, сходила на Валаамский свечной мини-завод, где крышку бутылки залили воском.
Как пояснил Владимир Дедков, заместитель директора НИИ имени Пастера, скорее всего в бутылках было именно молоко, которое и скисло. Об этом говорит как узкое горлышко бутылки (простоквашу было бы сложнее разливать), так и тот факт, что процессы брожения в простокваше происходили бы активнее. И почти наверняка молоко было пастеризованное (пастеризацию в те времена уже активно применяли), иначе не имело бы смысла столь тщательно укупоривать. Но назрел самый главный вопрос: можно ли пить это молоко?
– Категорически нет. Мы не нашли опасных патогенов, например, что (теоретически) могло бы быть – возбудителей туляремии, бруцеллеза, клещевого энцефалита, то есть того, что может передаваться через молоко. Но откуда там могли быть такие инфекции? За коровами отлично ухаживали. Тем не менее употребление продукта 84-летней давности может привести к возникновению пищевой токсикоинфекции – вплоть до госпитализации, – пояснил Владимир Дедков.
Что обнаружили в молоке? Молочнокислые бактерии, а также бактерии, которые являются нормальной микрофлорой коров и не представляют опасности для человека. Обнаружен и стафилококк, «проживающий» на коже людей.
– Научная ценность находок в молоке состоит в том, что получены штаммы бактерий, которые жили 84 года назад, то есть в эпоху до широкого распространения антибиотиков. Все мы наслышаны о проблеме невосприимчивости бактерий к антибиотикам. А вот найденные штаммы – наоборот, по отношении к антибиотикам можно сказать наивны, они с ними не пересекались. Сравнивая бактерии 1940 года и нынешние, можем проследить их эволюцию, как происходило изменение генетической структуры и накапливалась резистентность к антибиотикам, – пояснил Дедков.
Впереди – углубленные генетические исследования на основе полногеномного секвенирования.
Ученые также планируют выделить отдельно лактобактерии, нарастить их количество и создать закваску 1940 года. Если все получится, можно будет сделать простоквашу образца того года.
Если учесть, что в 1940 году братия монастыря, захватив с собой не только церковные ценности, но и коров, ушла в Финляндию, создав там Новый Валаам, важность такой закваски будет огромна. Ведь нынешняя монастырская ферма создавалась заново.
Источник: rg.ru