Как выращивают устриц в бухте города Севастополя, как выглядит устричная ферма и сколько стоит деликатес на черноморском побережье, расскажем в нашей статье.
— А вы устриц ели? – спрашивают вывески на набережной Севастополя. Прогуливающихся по Приморскому бульвару туристов слишком много, чтобы не соблазниться дарами черноморской кухни. Люди «впитывают» приглашения как губки, занимают столики и делают заказы.
Это раньше, лет 10-15 назад, устрицы считались редким деликатесом, не в каждой ресторации их можно было найти. Другое дело сейчас – спрос диктует предложение: 150 рублей за штуку, в каком угодно виде. И все потому что устрица местная – на полуострове успешно работает несколько ферм. Об одной из них расскажем в нашей статье.
Спокойная и гостеприимная бухта Ласпи расположена между мысом Айя и мысом Сарыч, и защищена от ветров горами. Теплое море, запах сосен и можжевельника – это место просто создано для отдыха. На побережье разместились пансионаты и детский лагерь, а в 600 метрах от берега, в толще воды «зреет» около двух миллионов устриц.
Директор компании Виталий Шлейков пять лет назад, приехав в Крым и попробовав местных устриц, загорелся идеей создать ферму.
– В 2019 году мы получили в пользование 25 га водной акватории, путем аукциона. Тогда же закупили первый «посадочный материал» – устричный спат. Правительство Севастополя возмещает 50 % затрат на его закупку в рамках поддержки отрасли. В планах – создать еще одно фермерское предприятие, на этот раз в районе мыса Казантип. Проект серьезный, но тут уже нужны более серьезные инвестиции – около 100 млн рублей.
Виталий говорит, что не боится рисковать – уверен, что вложения окупятся.
Устричное хозяйство скорее напоминает сад, чем ферму. Только вместо яблок и вишни на «подводных деревьях» растут моллюски. И как хорошие садовники, сотрудники фермы ежедневно проверяют свои владения, а это не много не мало, почти гектар.
Но заметить ее непросто – на поверхности виднеются только черные пластиковые буи. Они держат прочные, толщиной в руку канаты. Именно на них подвешивают специальные круглые садки-корзинки с устричным спатом (или мальками). Слишком теплую воду устрица не любит, поэтому летом садки опускают глубже.
Казалось бы, натянул канаты, подвесил устриц и пусть себе растут, омываемые течениями, вес набирают. Устрица ведь не корова – кормить не надо, сама себе из морской воды планктон фильтрует. Оказывается, не все так просто.
Алексей, сотрудник компании, около года работает на ферме судоводителем. Вернее, водит он моторную надувную лодку. Утром, пока не жарко, они с водолазами отправляются к «плантации устриц».
— Ребята ныряют в воду, вытаскивают садки и грузят их в лодку. Затем на берег идем. Летом устрица растет быстро и работы много, за день успеваем два рейса сделать. А вообще работаем круглый год работаем. Зимой сложнее – часто шторма, а устриц проверять нужно как минимум раз в неделю. Сидим на берегу и ловим погоду, – рассказал Алексей.
По прибытии на берег работа только начинается. Сердце устричной фермы – это ее база, и располагается она в цокольном этаже гостиничного комплекса «Бухта Мечты». Здесь садки разбирают и чистят от наросших водорослей, а сами устрицы перебирают и сортируют – крупных оставляют на продажу, а мелких отправляют обратно «дозревать». Отдельно собирают погибших моллюсков – на утилизацию, по статистике таких около 20 %.
— Из малька до товарного размера в 8-9 см устрица растет около двух лет. Каждые три месяца садок нужно вынимать, чистить, а устриц сортировать. Когда хозяйство большое, как у нас – работа есть каждый день, – рассказывает управляющий фермой Александр.
— На ферме вы выращиваем два вида устриц – французских и дальневосточных. Мальков дальневосточной устрицы-«хасанки» в сезон собирают прямо в море, а потом отправляют на фермы по всей стране, – рассказывает Александр.
С французским спатом все еще интересней. В 2000 году французские ученые вывели триплоидных устриц. Они не размножаются, а только растут и набирают вес. Теперь таких бесполых моллюсков поставляют во многие страны.
— В период размножения, летом, у устриц появляется специфический запах и меняется вкус. А наших устриц можно круглый год есть, при этом они быстрее набирают вес, – добавляет Алексей.– За пару лет привезенные мальки приобретают местный, черноморский вкус. Вот попробуйте, немного на арбуз похожа, – с этими словами Александр открывает устрицу и сбрызгивает ее лимонным соком. Вот так их и едят, сырыми, живыми, чуть замаринованными.
В отличие от устриц, мидий в Черном море в изобилии, и выращивать их на ферме намного проще. Продают их тоже намного дешевле – по 170 рублей за килограмм (в створках).
— В период размножения мидийный спат большим облаком плывет в море и оседает на садках, на канатах, на самих устрицах, – рассказывает Александр.
Когда устриц перебирают, мелкие ракушки – размером с семячко подсолнуха, собирают с садков, помещают в специальные длинные сетки и подвешивают к канатам.
Через два года можно собирать урожай – в одной сетке вырастает около двадцати килограммов мидий. Мидий продают ресторанам, предлагают гостям отеля, а сотрудники, живущие в сезон на ферме, охотно варят их на обед.
На ферму в районе Ласпи круглый год приезжают туристы – Устрица-тур популярен как у местных, так и у приезжих отдыхающих. Прогулка на лодке, рассказ о дарах моря, и конечно же дегустация – все это обойдется в 2,5 тысячи рублей. Директор предприятия намерен пойти дальше – организовать общекрымский фестиваль устрицы.
— Мы хотим не только развивать бизнес и зарабатывать, но и делать что-то нужное и интересное для людей. Я хочу, чтобы все знали, устрицы – это вкусно, полезно и доступно, – заключил Виталий Шлейков.
Источник: sevastopol.kp.ru